"ПАРФЮМЕР": ЕЩЕ ОДИН СГОРЕЛ НА РАБОТЕ
17 июля 1738 года "в самом вонючем месте Парижа" - на городском рынке, построенном на месте так называемого Кладбища Невинных, на свет появился младенец — сын неизвестного отца и нищей торговки рыбой. Вопреки ожиданиям матери, малыша не постигла участь четверых ее предыдущих детей, рождавшихся мертвыми или жившими не более нескольких часов. В самый неподходящий момент новорожденный подал голос, подписав тем самым матери смертный приговор. Родильницу схватили и через несколько недель повесили, обвинив в многократном детоубийстве, а малыша отдали в сиротский приют, дав ему имя Жан-Батист Гренуй. Прошло восемь лет — и мальчика определили в помощники кожевника, а когда наш герой, чудом выживший в дубильных мастерских, стал почти юношей, случай столкнул его с одним из тринадцати лучших парижских парфюмеров — престарелым итальянцем Джузеппе Бальдини. Эта встреча и определила дальнейшую судьбу пятнадцатилетнего Жана-Батиста, а также судьбы еще множества жителей Франции, прежде всего — жителей городка Граса, где через несколько лет Гренуй, человек, наделенный двумя нечеловеческими особенностями — распознавать любой запах почти сколь угодно далеко и не источать собственного аромата, - совершил серию убийств юных девушек. До поры до времени никто не мог его схватить, покуда жертвой Гренуя не стала красавица Лаура, дочь местного богача, второго консула Граса - Антуана Риши.
Кажется, только ленивый не написал о том, кто из режиссеров с мировым именем в разное время не отступился от идеи экранизировать "Парфюмера". Как теперь, наверное, известно каждому, в этом списке (скорбном? почетном?..) значатся Тим Бертон, Ридли Скотт, Мартин Скорсезе, Милош Форман и Стенли Кубрик. Немецкий режиссер Том Тыквер оказался то ли храбрее, то ли наивнее своих коллег (что, впрочем, не исключает одно другого) и попытался-таки воплотить в жизнь казавшуюся невозможной затею — не просто перенести на большой экран любопытный сюжет о жутком маньяке, убивавшем девственниц, чтобы добыть из их тел дивный аромат, но еще и передать средствами киноязыка сразу две истории. Одну — о гениальном чудовище по имени Жан-Пьер Гренуй, то ли дьяволе, то ли недочеловеке. Другая история связана с запахами и, в сущности, повествует о них же (поскольку не одна страница романа Зюскинда посвящена подробнейшему описыванию запахов, и приятных, и омерзительных — так что очень скоро начинаешь слышать их словно наяву). Результат тыкверовской попытки оказался сродни Греную. То есть, мягко говоря, неказист. При этом следует признать, что с литературным первоисточником режиссер обращался в целом весьма бережно, хотя кое-где и сократил отдельные сцены, кое-каким второстепенным персонажам "переписал" судьбу (как, скажем, в случае, с первой воспитательницей Гренуя, мадам Гайар), а кое-где подпустил чрезмерного "оживляжа" (как в сцене дистилляции кошки Бальдини, в романе начисто отсутствующей). Тем не менее составить непредвзятое впечатление об истинном масштабе и значимости одного из самых знаменитых романов XX века благодаря тыкверовскому фильму столь же сложно, сколь и благодаря приведенному в этой рецензии синопсису "Парфюмера". И если в первые минуты картины еще присутствует ощущение, что режиссер хоть как-то стремился передать, пардон за каламбур, дух произведения — отсюда весь этот нехитрый и предсказуемый, но все же эффектный натурализм (голый, покрытый кровью и слизью, младенец в ворохе рыбьих кишок, разлагающаяся рыба, клубок трупных червей и проч.), - то уже через полчаса картина резко меняется. Никакого намека на симфонию запахов больше нет и в помине (даже такой незамысловатый прием, как крупный план ноздрей главного героя, впоследствии уже не будет применен) — зато есть стойкое чувство, что смотришь посредственную экранизацию малоизвестной сказки. Это ощущение мало-помалу сменяется понемногу крепнущим подозрением, что фамилия Тыквер явилась лишь грандиозной мистификацией и приманкой для дистрибьюторов, а на деле фильм снимал некто, представляющий собой помесь страдающего мигренью (и потому неспособного сосредоточиться) Тима Бертона с заметно ожесточившимся, но еще не полностью утратившим веру в человечество Лассе Халльстремом — отсюда и эта любовь к "сказочным" спецэффектам, и неизбывная тяга к необязательному гротеску, и сентиментальные нотки, явно проскальзываюшие при обрисовке образа главного героя. А сцена на площади, в которой Гренуй наблюдает псевдооргию (о которой стоило бы сказать отдельно — как-то уж очень вяло и безрадостно изображают свальный грех занятые в массовке актеры, и как-то чрезмерно целомудренно поджимают они ноги, прежде чем продемонстрировать городу и миру свою неприглядную наготу), перемежающаяся флэшбеками, заставляет вспомнить неприличную фразу из бородатого анекдота (посмотрите фильм — непременно догадаетесь, какую). Сам Тыквер утверждал в одном из интервью, что снимал картину о всеобъемлющем чувстве любви. В итоге же получилось кино про трудоголика, слишком поздно сообразившего, что можно было не работать, а просто… как бы это помягче сказать? - наслаждаться интимным общением. Отдельного упоминания заслуживают поистине чудовищный дубляж ленты, благодаря которому эмоции почти всех героев кажутся утрированными, и вопиюще плохая игра суперзвезды мирового кино Дастина Хоффмана, для которого роль парфюмера Бальдини, похоже, является худшей за всю карьеру. Вот с кем режиссеру действительно повезло — так это с исполнителем главной роли. Двадцатипятилетний англичанин Бен Уишоу, звезда лондонского театра "Олд Вик", прекрасно воплотил на экране образ помешанного на любимом занятии уродца, не являющегося человеком в полном смысле слова. И никакой Тыквер не смог ему в этом помешать.
Белла Чернова, InterMedia
«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****
Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».
Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.
Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых». Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.
Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.
В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.
Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».
Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!
PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!
Денис Шлянцев, InterMedia
«Мастер»: Театр двух актеров ***
Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.
США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.
Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.
Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку.
Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.
На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару».
Денис Шлянцев, InterMedia
«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****
Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.
30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?
Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».
Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).
«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на
Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами». Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.
Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».
Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос.
Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.
Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.