"ЧИЛИ" - "ПРЕСТУПЛЕНИЕ"
"Это что, женщина поет? Не может женщина так петь", - подобные реплики сопровождают любое прослушивание песен группы "Чили". К чести "чилийской" пиар-службы, она не стала доводить до абсурда интригующий вопрос о половой принадлежности голоса коллектива: в клипе "Лето" перед взорами публики предстала рыжеволосая "прихиппованная" фемина по имени Ирина Забияка. Но даже это не всем помогло определиться: фразы "не может женщина так петь" по-прежнему сопутствуют музыке "Чили". Некоторые конкретизируют: в частности, довелось слышать предположение о том, что в группе поет певец Шура, а моя теща сравнила вокал Забияки с голосом Аманды Лир, которую у нас из молодежи почти никто и слыхом не слыхивал.
Ну так вот: женщина может так петь. Этот низкий голос называется "контральто", и Ире он достался от природы. "Впервые услышав свой вокал, разрыдалась", - свидетельствует пресс-релиз. Это потому что она не продюсер. Человек с жилкой шоу-бизнесмена, услышав такой вокал, наоборот, обрадовался бы — потому что проектов в поп-музыке много, а проектов "с фишкой" никогда не хватает. (Это подтверждается данными продаж альбома "Преступление" - публика сметает с прилавков диски с необычным голосом.) Еще до появления на горизонте "настоящих" продюсеров Ирине Забияке очень повезло с музыкальным продюсером, которым по сути является автор большинства песен и аранжировщик "Чили" Сергей Карпов. Строго говоря, Карпов с Забиякой слегка дурят публику, уверенную, что это девушка поет мужским голосом. Голосов в проекте два, и фокус в том, что они блестяще сочетаются: когда Сергей начинает подпевать Ирине, получается тот эффект, который и вызывает слушательские реплики "не может женщина так петь". Если внимательно слушать пластинку "Преступление", можно различить, где Ира поет одна, а где с мужскими бэками. У нее тоже красивый и необычный вокал, но та самая "фишка" особенно ярко проявляется, когда голоса плюсуются.
Наличие "фишки" - лишь полдела, если не меньше: природное сокровище еще нужно было поместить в хорошую оправу. Судя по тому, что альбом "Преступление" переписывался пять раз, таковая была найдена не сразу, но результат стоил затраченных усилий. "Чили" наверняка назовут главным поп-открытием 2006 года: Сергей Карпов поместил голос Забияки в атмосферу позитивных и запоминающихся песен, в стилистике которых сочетаются клубно-дискотечная культура, фолк и эстрада. Проходных треков на диске практически нет — не меньше шести-семи композиций способны возглавить плей-листы радиостанций вслед за "Летом", "Омутом" и "Новым годом в постели". Причем голос солистки является далеко не единственным козырем треков "Чили", ни один из которых не выглядит близнецом остальных. Сергей Карпов охотно использует разные полюбившиеся народу аранжировочные приемы — вводит "ин-гридовский" аккордеон в песню "Маки", фолк-распевы в "Дорогу в рай", а "Странная любовь" не может не напомнить песню "Миража" "Я снова вижу тебя". В "Преступлении" дорогого стоит ударный переход от куплета к припеву, а "Созвездие кошки" доказывает, что тексты развлекательных поп-проектов не обязательно должны быть тупыми.
Словом, следует поздравить "Чили" с великолепным дебютом. Некоторые опасения, правда, вызывает политика их продюсерского центра Velvet Music, который, поддерживая интересные группы, невольно выжимает из них все соки. Например, рубахи-парни из "Уматурман", не вылезая с "корпоративов", уже практически не находят времени писать хорошие песни. Как бы такая судьба не постигла и "Чили", которые формату частных вечеринок соответствуют даже лучше братьев Кристовских.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia