ЕКАТЕРИНА ГУСЕВА — "МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЛУЧИТСЯ"
Это дебютный сольный альбом Екатерины Гусевой, девушки, у которой, несмотря на скромное название пластинки, пока все получается. Актриса, спортсменка, звезда мюзикла, красавица — теперь список нужно продолжить еще и словом "певица". Фотосессия для буклета "Может быть, получится" даст фору большинству поп-звездных фотосессий: Катя представлена здесь в образе фигуристки-чемпионки, причем съемка, говорят, была проведена еще до начала участия Гусевой в проекте "Звезды на льду". Снимки позволяют разглядеть, что называется, "и слезы, и коленки": эмоции победительницы, весьма убедительный шпагат на льду, Катина фигура — все это являет собой очень выгодное "превью" пластинки. Музыкальный материал тоже не должен был подкачать: в числе авторов альбома значатся братья Кристовские, Вячеслав Тюрин, Евгений Крылатов, Константин Меладзе и др. Не вызывала опасений и вокальная подготовка Екатерины Гусевой: она ведь была Катей Татариновой из первого состава "Норд-Оста".
Тем не менее ее сольник поначалу оставляет странное впечатление. Две песни Сергея Кристовского, открывающие пластинку (заглавная и "Медведи"), - настоящие хиты, если бы не исполнение. Свои вокальные данные Катя в этих вещах тщательно скрывает, демонстрируя разве что трогательную безголосость. Поет она здесь нежно и высоко, но так тихо, что возникают мысли об ошибке Сергея Кристовского: отдай он песни другой вокалистке, которая смогла бы сделать их поярче — роялти были бы существенно выше. Но по ходу диска Катя распевается не на шутку, берясь даже за композицию из репертуара Валерия Меладзе (!) — особенно здорово ей удаются треки веселые и быстрые: в высоком голосе проявляются сила и очень оптимистичная звонкость. Причем треки скомпонованы на альбоме как бы по нарастающей: после нераздражающего, но чересчур уж задумчивого начала идет беззаботная композиция Кристовского Вовы "Просыпаюсь", где Гусева начинает просыпаться и как вокалистка. "Земляничные поляны" Морозова на стихи Муравьева — визит певицы-актрисы на территорию серьезной эстрадной песни, и в "толкуновщину" она тоже играет со знанием дела. А старенькая "Песенка про лед" Евгения Крылатова на стихи Леонида Дербенева — это уже почти бенефис Кати Гусевой, которая поет это произведение лучше оригинальных исполнителей. Слушая песню Вячеслава Тюрина "Навсегда", поневоле представляешь ее в исполнении группы "Рефлекс": что ж, и эту проверку Гусева прошла — знающая толк в мелизмах Ирина Нельсон мало что могла бы здесь противопоставить Екатерине. Еще одна песня Сергея Кристовского "Посмотри в глаза" представлена в почти трип-хоповой аранжировке, а Гусева, уверенно чувствующая себя в разных жанрах, здесь предстает в амплуа "драматической" певицы (и голос, кстати, откуда-то берется). Еще более трагично, сильно и красиво ее вокал звучит в песне "Тая", которую когда-то пел Валерий Меладзе. В конце диска трек "Может быть, получится" представлен в виде дуэта с автором, Кристовским-старшим — в таком исполнении песня выглядит более выигрышной. Ну а два бонус-трека обязаны покорить даже самых упрямых слушателей: "Все, что касается", скрещенная с "Песенкой о медведях" из одного из "Неголубых огоньков" - Рома Зверь выглядит в этом дуэте безнадежно лишним, когда актриса Гусева звонко произносит "ты задеваешь меня за живое, давай сейчас, а потом еще ночью". Следующий бонус — "Актриса" Валерия Меладзе, и Катя ничуть не уступает даже такому сильному вокалисту.
Словом, альбомный дебют актрисы Гусевой получился очень качественным: театральная подготовка позволяет ей с ослепительной улыбкой менять жанры и образы, и в лице Кати "профессиональные" певицы могут получить серьезную конкурентку. Мы бы это только приветствовали, однако вряд ли г-жа Гусева решится забросить остальные свои дела ради шоу-бизнеса. Да и вообще — если бы она напряженно думала о карьере поп-певицы, разве получился бы этот диск таким вдохновенным и свежим?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia