"МЕГАПОЛИС" - "MEGAPOLIS VIDEO"
На этом диске нет бонусов. Хотя могли бы быть — какой-нибудь фильм об истории "Мегаполиса" со складными комментариями Олега Нестерова. Впрочем, складно говорящий Нестеров за годы существования группы дал несколько тысяч комментариев по поводу творчества "Мегаполиса". А в качестве главы независимой фирмы "Снегири" - и того, наверно, больше. Собственно, некоторые "снегиревские" проекты навсегда осели бы мертвым грузом на прилавках музыкальных магазинов, если бы не объяснения Олега Нестерова, чем же они так хороши.
Но, может, и к лучшему, что на данном DVD издатели обошлись без агитации. В принципе, музыка "Мегаполиса" говорит сама за себя — и говорит она негромким интеллигентным, но убедительным голосом Нестерова. В сборник вошли клипы группы с 1989 по 2006 год (последний представлен неожиданной даже для самого Нестерова, редко вспоминающего о карьере музыканта, премьерой песни "Зимняя"). Интересно, что за этот долгий период стилистика "Мегаполиса" почти совсем не изменилась: это особенно хорошо чувствуется, когда слушаешь и смотришь их клипы подряд. Менялись прически Нестерова — видеть солидного ныне продюсера таким всклокоченным будет довольно удивительно для молодых сотрудников его фирмы и просто юных зрителей. Еще пуще менялись клипмейкерские техники: по диску "Мегаполиса" можно изучать не столько историю коллектива, которая представляется довольно ровной, а историю отечественного клиподеланья. Нестеров и Ко часто соглашались становиться бескорыстными помощниками креативных режиссеров в воплощении их самых безумных идей и поэтому снимали клипы вовсе не в поддержку "радиохитов". В результате некоторые ролики с интересом смотрятся вовсе не из-за песен, а из-за видеоряда.
Правда, иногда одно с другим совпадает. Так, ролик на один из первых хитов "Мегаполиса" "Москвички" снимал Иван Демидов — тогда еще не лидер молодежного движения с "комсомольским" душком и даже не рулевой "МузОбоза", а сотрудник легендарной программы "Взгляд". Как и большинство клипов 1989 года, сегодня это творение вызывает здоровый смех. Снятое на видеопленку, оно представляет собой набор из размашистых склеек и ранне-клипмейкерских штампов: модели Вячеслава Зайцева, ночной московский пейзаж в роли "усталой Москвы", бродящий по городу фронтмен "Мегаполиса" чуть ли не с химической завивкой на голове и логотип "Взгляда". Второй ролик того периода "Зеркальные дали" - концертный: за тем, как Нестеров и Ко изображают "нововолновую" группу, тоже довольно забавно наблюдать. Как и за немудреными режиссерскими монтажными приемами. С 1992 года с группой работал главным образом режиссер Дмитрий Фикс. Если первый опыт "Осень 86" получился мутноватым и замороченным (во всех смыслах, и в музыкальном тоже), то уже ролик "Там" стал большим успехом — тоже во всех смыслах. Идея попеть вместе с монументальным Львом Лещенко и пригласить его в клип, где он смотрится очень самоиронично, сработала на все сто. "Новые московские сиртаки", более известные как "Яйца дрозда", "художественного" клипа не удостоились, зато есть концертная съемка с фестиваля молодых исполнителей "Поколение-93": Нестеров с прической, как у Роберта Смита, танцует подобие сольного сиртаки, который получается скорее похожим на присядку. "Я весна" (1994) напоминает "Осень 86", а еще один ролик Фикса "40 ночей вальса" войдет в историю отечественного клипмейкерства, даже если замедленная песня того не очень заслужила: это то самое видео, где Григорий Константинопольский с девушкой ездит по центру Москвы на кровати. В ту же историю, скорее всего, влипнет и "Карл-Маркс-штадт", где дуракаваляние исполнителей охотно подхватил и режиссер Фикс. Природу попадания в сборник концертного ролика (снятого в забытом клубе "Утопия") на "Пушкина" я вряд ли постигну, как и ответ на вопрос, зачем "Мегаполис" экранизировал песню "Звездочка". Зато великолепен дуэт Нестерова и Маши Макаровой "Где цветы?" и клип на него. На них, пожалуй, можно просмотр закончить. Следующий далее ролик "Все не кончится старость" снят, вероятно, исключительно для промоушна одного из самых странных "снегиревских" проектов — ди-джеев Кругозоров. А свеженькая "Зимняя", строго говоря, и вообще не клип — подобную картинку часто используют в экранных видеорядах на концертах, но в качестве телевизионного ролика произведение Андрея Врадия не очень состоятельно.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia