ПЕТР ПОДГОРОДЕЦКИЙ — "МАШИНА С ЕВРЕЯМИ" ****
Изгнанный семь лет назад из "Машины времени" клавишник-гедонист Петр Подгородецкий опубликовал, возможно, первые в истории отечественного рока откровенные воспоминания о его "золотом веке". Мы, хорошо зная о сексуально-наркотических безумствах западных рок-классиков, пожалуй, догадывались о том, что доморощенные звездюки им мало в чем уступали, но поверить в это до конца, глядя на упитанные лица обуржуазившихся и увешанных орденами и почетными грамотами экс-бунтарей, было нелегко. Подгородецкий оказывает сомневающимся неоценимую помощь: в тексте есть и триппер, и кокаин. Есть здесь также подробные, но без натурализма, сведения о женах и автомобилях участников "Машины времени", меткие характеристики знаменитостей, встречавшихся Петру Иванычу на его жизненном пути, воспоминания о советском быте и многое другое.
Если подходить к личности Подгородецкого по шоу-бизнесовым меркам, то он типичный "сбитый летчик". Уволенный с успешного и стабильного предприятия, клавишник так и не собрался заняться сольной карьерой, перебиваясь случайными занятиями: ведение программ на радио и дециметровом телеканале, сессионная работа в студии, альбом-прикол с Романом Трахтенбергом — словом, какая-то фигня вместо выпусков пластинок и гастрольного чеса. "Песни не пишутся, а те, что пишутся, никому не нужны, вот и решил заработать деньжат на обсирании группы, сделавшей его знаменитым", - вот что подумает о "Машине с евреями" типичный шоу-бизнесмен, привыкший конвертировать ноты в дензнаки (кстати, похожая реакция была у Андрея Макаревича, для которого Подгородецкий не пожалел в книжке язвительных замечаний). На самом деле все эти расчеты к книге и ее автору никакого отношения не имеют. Подгородецкий плевать хотел на правила шоу-бизнеса, ибо он знает много других способов получения удовольствия от жизни и не стесняется их применять. "Машина с евреями" меньше всего похожа на унылый плач неудачника и запоздалое махание кулаками после драки. Петр Иваныч, вскоре после выхода книги отметивший свое 50-летие, напротив, весело вспоминает беззаботные времена и даже о трудностях пишет с большим юмором. Макаревичу, конечно, достается, но в меньшей степени, чем, например Армену Григоряну от Виктора Троегубова в книге "Жизнь в "Крематории" и вокруг него". Подгородецкий не склонен перечислять свои обиды — с бОльшим удовольствием он иронизирует над способностью "машинистов" влипать в истории, причем не забывает смеяться и над собой.
Несмотря на легкомысленный тон повествования, интересующиеся историей русского рок-н-ролла вообще и "Машины времени" в частности найдут в книжке массу фактического материала. Пропущенные сквозь призму личностного восприятия Подгородецкого, многие известные фигуры начинают смотреться либо более масштабно, либо просто по-новому. Автор рассказывает истории о взаимоотношениях музыкантов в сопровождающем ансамбле Иосифа Кобзона, приводит сведения о количестве выкуренной группой "Воскресение" травы на гастролях, ругается в адрес Игоря Угольникова, уведшего у Подгородецкого одну из четырех жен — всЈ очень искренне и занятно. Покойного Владимира Мигулю Петр вопреки обычаю говорить об умерших только хорошо называет "гондоном", своему преемнику Андрею Державину рекомендует поучиться играть на клавишных (Подгородецкий единственный профессиональный музыкант, входивший в состав "Машины" за всю ее историю), а вот депутата Хинштейна, о котором я сроду не слышал слова доброго, характеризует как "смелого и умного парня".
"Интересно, про Зайцева напишет?" - подумал я, прочитав страниц тридцать подгородецких откровений. Дело в том, что в своей изданной в 1991 году книге "Все очень просто" Андрей Макаревич так описывает причину второго прихода Петра Иваныча в "Машину времени": "Куда-то делся Заяц" (клавишник Александр Зайцев). Все эти годы я мечтал узнать, что же скрывается за этой странной формулировкой. Подгородецкий меня не подвел и написал, куда делся Заяц. На странице 124.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia