"ДРУЗЬЯ" - "ДУША ОКЕАНА" ***
В свое время группу "Мегаполис" причислили к рок-тусовке только потому, что к ней было принято относить любую приличную музыку. В том четком делении на "наших" и "не наших" (сформировавшемся, кстати, задолго до появления "Нашего радио" и уж тем более непристойной пропутинской молодежной группировки) роком были и "Мегаполис", и "Центр", и Depeche Mode: слова "эстрада" и "попса" считались почти бранными и означали либо музыку совсем замшелую, либо наигранную на дешевом синтезаторе с целью быстрого обогащения. Сейчас, несмотря на активные выпады в адрес попсы со стороны некоторых рокеров с чересчур активной жизненной позицией, серьезного антагонизма между роком и попсой нет. Разумеется, никуда не делось вечное противоречие между музыкой для ума и души и музыкой для зарабатывания денег, между честными творцами и продюсерскими подстилками, но конфликт между стилями давно забыт. К тому же новинки в категории "хорошая музыка" стали настолько редкими, что просто глупо отказываться искать в тех жанрах, названия которых вам почему-то не полюбились. И вот в рамках программы по окончательной реабилитации термина "поп-музыка" Олег Нестеров открыл на своих "Снегирях" специальный подлейбл, в названии которого имеется не только "поп", но и "лав", а также "ОК". Единственным клиентам этого подлейбла — группе "Друзья" - в рамках промоушна нового подразделения удалось воспользоваться всей мощью "снегиревской" пропагандистской машины. От Нестерова будто только и ждали, что он придет и покажет всем такую интеллигентную попсу, от которой вся остальная попса устыдится своей неинтеллигентности и немедленно станет качественной. Это ожидание местами приняло удивительные формы. Один популярный московский гид умудрился дать за полгода не менее четырех больших по меркам этого журнала материалов про "Друзей" - кажется, даже концертов в столице за этот срок группа дала меньше. Некоторые критики, которым совесть не позволяла хвалить музыку коллектива, хвалили красоту двух входящих в него девушек. Те, чьим идеалам красоты данные девушки не соответствовали, просто восторгались наличием в составе дамской ритм-секции. В общем, к моменту выхода альбома "Друзьям" было выдано столько авансов, что лучше бы им было этот альбом и не выпускать. Ибо таки вышедшая "Душа океана", необязательный, как мыльный пузырь, 35-минутный диск, быстро разрушает придуманную сказку о приходе нового попса и возвращает мечтателей с небес на землю.
Продюсер Нестеров подразумевает под поп-музыкой в первую очередь музыку счастливую и бесконфликтную. Даже лаунж, который еще один подлейбл "Легкие" издавал тоннами, больше способствовал слушательским раздумьям, чем песенки лидера "Друзей" Кости Кирьянова. Кстати, с первых тактов диска на ум приходит аналог пионеров "Поплавка" - группа "Биплан", которую тоже выпускали "Снегири" и которая сенсации не произвела, несмотря на то, что музыкальный позитив тогда был в большем дефиците. "Друзья" варят приторный сироп невероятной концентрации, и голос Кирьянова пышет такой блаженной добротой, что руки рецензента сами пытаются набрать выражение… нет, не буду, сами догадайтесь, какое. Группа действительно делает весьма приятный мелодичный инди-поп, а композиции "Душа океана" и "Из Италии" вам, не исключено, захочется переслушать (или по крайней мере не переключить при случайной встрече на радиоволнах), но уже к середине этой недлинной пластинки от сладкой и тягучей ириски начинает ощутимо сводить зубы. И вот уже неявная цитата из пугачевской "Так же, как все" в "Большом теннисе" не радует, а раздражает; и вот уже начинаешь думать, что не так плоха другая крайность, в которую впадают обычно альтернативные музыканты. Обложка диска, кстати, его настроению не соответствует: у "Друзей" на фото лица какого-то землистого цвета, отчего впечатление счастливчиков они не производят. Может, в жизни они способны и на другие эмоции? Если да, хотелось бы услышать это на следующем альбоме.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia