"ВА-БАНКЪ" - "АКУСТИКА. ДВАДЦАТАЯ ЗИМА БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА" ***
Двадцатую зиму без электричества "Ва-банкъ" проводил 2 марта прошлого года во МХАТе им. Горького. В год 20-летия коллектива решено было начать череду юбилейных празднований акустическим концертом, чтобы к осени жахнуть мощным электрическим рок-н-ролльным шоу. Однако "Горбушка" очень не вовремя закрылась на реконструкцию, чтобы возродиться уже не рок-храмом, а залом с сидячими местами, поэтому электрический юбилей "Ва-банку" пришлось, по сути, зажать. Подарком поклонникам группы спустя год после мхатовского концерта стала его запись. Будто предвидя, что другой возможности подвести итоги двух десятилетий не предвидится, Александр Ф.Скляр и Ко включили в юбилейную программу практически все свои хиты, в том числе и те, которые в акустическом виде теряют что-то важное. Тем не менее даже стесненным в способах самовыражения "ва-банковцам" удалось добиться драйва.
Начинался концерт довольно уютно, почти по-домашнему — с "Провокации", прозвучавшей не так уж чтобы очень провокационно, и с "Кухни", которая в акустической аранжировке выглядит более чем органично. После этого Скляр церемонно поздоровался с публикой, пообещал сыграть песни из разных периодов творчества группы "Ва-банкъ" и подтвердил это исполнением распевной "Босиком по Луне". После еще одной среднетемповой вещи "Ты и я" музыканты вспомнили о пост-панковской юности и зарядили "Кислое вино", аранжировка которой дополнилась ерническим саксофоном приглашенного духовика Александра Бялого. После этого жанровые ограничения, накладывающие термином "акустика", стали выглядеть вполне условными. "Аргентину" Скляр спел даже быстрее, чем в оригинале, а для исполнения "Маршрутов московских", опять-таки украшенных долгим и красивым духовым вступлением, пригласил Гарика Сукачева. Неистовый Гарик остался на сцене и в следующем номере — философской "За гагарой с черным пером" из совместного проекта "Ва-банка" и Виктора Пелевина. После этого прозвучало всеми любимое "Эльдорадо", а в дальнейшем Скляр старался чередовать не особо ударные или относительно новые песни с хитами вроде "Пьяной песни". Именно поэтому по "реаловской" традиции роскошно изданный двойник в первую очередь адресуется давним фэнам "Ва-банка" - прочим рок-почитателям он может показаться затянутым.
На втором CD пропорция хитов и проходных вещей в целом сохранилась, хотя благодаря выходам гостей все же наметился некоторый крен в сторону нескучных номеров. Правда, Глеб Самойлов, приглашенный подпеть "Сказкам" и "Кто мы?" внезапно добавил звучанию не рок-н-ролла, а некой гламурности. Это перекос Александр Ф. исправил самостоятельно, резко исполнив мамоновские "Досуги-буги" (под бяловскую партию а-ля группа Yello) и не успев толком переключить настроение в романсе "Женские штучки" из репертуара группы "Колибри". "Робинзон Крузо" стал передышкой перед появлением на сцене Константина Кинчева. Лидер "Алисы" подпел в "Летучей мыши" и "Радиодырах", а затем при помощи Сукачева и Самойлова подарил коллеге и зрителям едва ли не первое публичное исполнение нового коллективного гимна "Рок-н-ролл". Тут бы по идее концерт и закруглить, но в загашнике у "Ва-банка" остались еще "Черное знамя", малоизвестный боевик "Жизнь на 5/4" и две элегические песни — "Слова любви" и "Есть моря… (Белый корабль)". После такой концовки убеждение, что вполне можно было обойтись одинарным диском, только укрепляется.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia