"ГОРОД 312" - "ОБЕРНИСЬ" ***
С одной стороны, группа "Город 312" подает великолепный пример молодым музыкантам, отчаявшимся дождаться признания. Мытарства с песней "Останусь" доказывают: если вы умеете сочинять талантливые произведения, рано или поздно (лучше, конечно, рано, но не всегда получается) вас заметят, пригласят и обласкают. Ради этого стоит бросать родной город и уезжать в съемные московские квартиры, чтобы вписываться на стремные клубные фестивали и бомбардировать продюсеров своими сиди-арами. (Оговоримся, что этого не нужно делать, если талантливые песни вы сочинять не умеете. Как узнать, умеете или нет? Ну, мне присылайте, я послушаю демку и скажу.) С другой стороны, на примере "Города 312" можно проследить, что бывает после того, как вас заметили, и решить, а оно вам надо или нет. Одаренные и приятные в общении музыканты из Бишкека в какой-то момент стали символом всепроникающей силы Первого канала. Милейшие треки "Останусь" и "Вне зоны доступа" были прокручены триллион раз, а ведь можно пресытиться и вкусными блюдами. Иногда "Городу 312" доверяли исполнить кавер-версии "За тех, кто в море" и "На Тихорецкую" - на DVD-стороне этого диска вы можете лично убедиться, насколько группа неорганична, когда поет не свои вещи. Третьим синглом с альбома "Вне зоны доступа" должны были стать темповые "Фонари" - однако в широкую ротацию их запускать так и не стали, вместо этого продлив тележизнь Двух Главных Хитов. Судьба очередного диска вызывала некоторые опасения: понятно, что рано или поздно "Город 312" его бы записал, но если бы на нем не оказалось удачных песен, Первый начал бы раскручивать неудачные. И раскрутил бы, черт возьми.
На волне успеха пластинки "Вне зоны доступа" "горожане" рассказывали, что у них написаны чуть ли не пять десятков отличных песен, и всего лишь нужно вместе со звукозаписывающей компанией выбрать из них самые лучшие. Альбом "Обернись" перед нами, и те прошлогодние слова музыкантов теперь кажутся бравадой: выбирали, похоже, не лучшие песни, а наиболее разноплановые. Поэтому цельной работой "Обернись" не кажется. "Город 312" пополнил свой золотой фонд еще несколькими хорошими балладами и проявил полную несостоятельность в качестве жесткой рок-группы, каковой иногда пытается казаться. Из быстрых композиций внимания заслуживает, пожалуй, только "Город-точка", а треки "Группа риска", "Автокатастрофа", "Вредность" и "Мама" лучше вообще пропустить, если вы относитесь к "Городу 312" с симпатией и не хотите в них разочаровываться. "Вредность" начинается знаменитым "нирвановским" риффом из "Smells Like Teen Spirit", а заглавная героиня "Мамы" катастрофическим образом рифмуется — да, да, да! Со словом "упрямо". Подобные ляпсусы, конечно, портят впечатление от альбома, в котором хватает и красивых номеров. "Девочка, которая хотела счастья" и очередная, на сей раз симфоническая, версия "Останусь" - далеко не самые ударные треки пластинки. Куда приятнее слушать композицию "213 дорог" с одноименного дебютного и прошедшего незамеченным альбома, боссанову "Облако", страстную вещь "Обернись", надрывный романс "Сквозняк", а также песни "Вчера" и "Город 312". Такого количества произведений со знаком плюс вполне достаточно для удержания группы "в топе" - что, однако, не отменяет усугубления репутации "Города 312" как "неальбомной" команды. И если менеджмент коллектива в какой-то момент сделает ставку не на тот хит, от "Города" могут отвернуться и самые преданные любители "Останусь".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia