"ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО" - "РЕАЛЬНА ТОЛЬКО МУЗЫКА" ***
"Гости из будущего" иногда делают экскурсы в свое танцевальное прошлое, на свежей музыкальной основе выдавая альбомы лаунжево-чиллаутного толка. "Реальна только музыка" - именно такой случай, заставляющий в очередной раз восхититься приверженностью Юрия Усачева и Евы Польной своим электронно-танцевальным корням. Десять лет назад "Гости" дебютировали как хаус-проект, с помощью ди-джея Грува намеревавшийся внедриться в шоу-бизнес. Тогда, впрочем, многие питали иллюзии, что клубная музыка сможет стать полноценной отраслью этого самого бизнеса — и у "Гостей", казалось, столько же шансов внедриться, сколь у Грува, "Радиотранса", "Месмера", "Транспорта", Arrival и т.д. В реальности же пробиться удалось только Груву — и то ценой невероятных компромиссов вроде ремикширования произведений Иосифа Кобзона — и "Гостям из будущего", которым удалось обойтись практически без компромиссов, опопсовев ровно настолько, чтобы стать понятным массам, но не отказаться от своих вкусов. Великолепным оказался тандем саунд-дизайнера, композитора и идеолога Юрия Усачева и романтичной певицы Евы, сочиняющей также тексты песен. Вместе эта пара, обладающая к тому же чутьем на хиты, задала стандарт нестыдной поп-музыки с легким налетом хауса, недурными стихами и далекими от здешних разухабистых традиций аранжировками. Довольно равнодушно взирая на сплетни желтой прессы, "Гости из будущего" не реже раза в год отвечают на них ударными музыкальными номерами.
Последний из них дал название новой пластинке. Это то ли шутка, то ли маркетинговый ход: услышать заглавный хит здесь нереально, хотя одноименный трек на альбоме имеется. Но все композиции с, казалось бы, знакомыми названиями представлены на пластинке "Реальна только музыка" в не- или малоузнаваемой редакции: от шлягерного рефрена может остаться одна фраза, причем в самом неожиданном месте, а запомнившиеся музыкальные ходы из оригинальных версий завуалированы в вязком фоновом звуке. Все ремиксы выполнены командой Art House, благодаря чему альбом не превратился в типичную для наших сборников ремиксов забаву "Кто сделает самую быструю версию популярной песни?!". У "Гостей из будущего" треки не дублируются, и все 12 композиций кажутся равноправными частями единого 70-минутного целого, направленного на полное расслабление слушателя. Разбудить его могут пара вещей, не более; но и задорный в прошлом трек "Метко" здесь сводится к повторению рифм "метко — редко — ветка - детка" и ленивым воспроизведением одного куплета. Использовать этот альбом для знакомства с новыми вещами "Гостей из будущего" сможет только самый настойчивый слушатель, который даже из обволакивающего лаунжа выловит парадоксальную строфу "как трудно быть молодым, если совсем твои не нужны песни" ("О том, как трудно"). Но в целом альбом, конечно, не об этом — он возвращает музыку "Гостей из будущего" туда, откуда она пришла на экраны телевизоров и в плейлисты радиостанций: на клубные танцполы, даже если они сохранились сейчас только в виде воспоминаний о разнузданно-романтичных 90-х. А, да, еще одно: "Реальна только музыка" заставляет с большим любопытством ждать очередного неремиксового альбома гг. Усачева и Польной — там явно будет что послушать.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia