Скончалась композитор София ГубайдулинаАни Лорак вышла замуж на МальдивахЕлена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег СтриженовЖизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна ФэйтфулВлади из «Касты» признан иноагентом

АЛЕКСАНДР ЛАЭРТСКИЙ И DUB TV — "ЛИЦА" ***

CD Land Records. Релиз диска состоялся в сентябре.
Лаэртский и в лучшие годы был исполнителем культовым — то есть далеко не всякий считывал культурный код, зашифрованный во фразе, например, "и уе…ывать помчались в направленьи ФРГ, бля". В некоторых компаниях эта цитата много лет является крылатой, а в другой, в соседнем подъезде, будет воспринята как банальная грубость. Александр Лаэртский восемь лет не выпускал альбомов — за это время прелесть выражений вроде "и давай срывать юбчонку с бедной девушки советской" и "и большим ковшом чугунным он подгреб слонка под жопу" во многом перешла в разряд ностальгических развлечений. Группа Dub TV, совместно с которой Лаэртский записал этот альбом, тоже известна в довольно узких кругах. Соответственно, потенциальная аудитория "Лиц" ограничивается поклонниками Dub TV и особо памятливыми слушателями из тех, кто любил Лаэртского в 90-е. Все остальные категории зрителей однозначно и без особых потерь пролетали мимо альбома: страшно даже представить себе человека, который не знает словосочетания "Волосатое стекло", но зачем-то включил пластинку "Лица" - долго он точно не вынесет, ничего в конечном счете не поймет и в ряды поклонников Лаэртского не встанет.
Но самое обидное заключается в том, что и посвященные в предмет вряд ли придут от пластинки в восторг. Заторможенный даб оказался настолько точным аккомпанементом текстам Александра Лаэртского, что практически полностью растворился в нем. Даже сложно поверить, что всю музыку "Лиц" написал не Лаэртский, а другой Александр, лидер Dub TV Антонов. Чуть больше стало регги-мотивов, чуть изобретательнее мелодии и аранжировки, но все равно не Лаэртский подстраивается под Антонова, а наоборот. Если Лаэртскому надобится монотонно побубнить какую-нибудь фразу — он и бубнит, не обращая никакого внимания на мотив. (В его старых альбомах мелодия часто как бы сама собой следовала за текстом и вытекала из него — поэтому почти вся его "классика" написана, в общем-то, на один мотив.) Таким образом, болельщиков Dub TV порадует лишь название любимой группы на обложке, но никак не пренебрежительное отношение солиста проекта к предложенной "дабами" музыке. Что до старых фанатов Лаэртского, то большинство из них вряд ли держатся за свои привычки так же крепко, как Александр за свои. Верность поэта концептуальным образам "тушек" и "пупсиков", которые проскакивают едва ли не в каждом треке, видимо, заслуживает уважения, но подпевать этому как-то уже неловко. Некоторые образы и особенно темы ("Киянка" и "Доверчивый человечек", например), конечно, порадуют старожилов своей первобытной дикостью, но в целом все это выглядит каким-то жутковатым приветом из прошлого. Даже нецензурная лексика, которой поэт Лаэртский всегда владел виртуозно, здесь местами смотрится как мат ради мата — соответственно, былой убийственный тезис "что такое ваш Шнуров против нашего Лаэртского" смело можно списывать в утиль. Текстов песен, кстати, в буклете нет, и даже для тех, кто привык слушать музыканта на компакт-кассетах, это будет большим неудобством — со слуха эти стихи на сей раз тоже воспринимаются с большим трудом, что лишний раз свидетельствует о нешедевральности работы.
Не все, впрочем, так плохо — несколько треков здесь весьма ничего, причем не в ностальгическом контексте, а в самом что ни на есть актуальном. Поэт Лаэртский очень хорош в "Песне президента" - горестном стенании заглавного персонажа о чудовищном вале проблем, охвативших страну: при этом президента волнует тщательно и вдохновенно отобранная автором отменная ерунда. В треке "Птенец" глумливые девичьи подпевки затмевают даже гундеж Лаэртского, а композиция "Харольд" неожиданно фонтанирует аранжировочным поиском: смутный и мутный электронойз расцвечивает андеграундные страшилки Александра в куда более подобающие цвета, чем вегетарианский регги.
Марк Радель, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+