"КРОВОСТОК" - "ГАНТЕЛЯ" ***
Третий альбом — это вам не второй, особенно если, как в случае с "Кровостоком", тема была вполне раскрыта уже в первом. Напомню, что дебют "Кровостока" "Реки крови" вызвал всеобщий культурный шок: равнодушный чахоточный голос уныло зачитывал рифмованные строки, беспрецедентные по жестокости и натурализму. Вместо традиционных рэпперских понтов "Кровосток" предъявлял кое-что повесомее — какую-то лютую, вымазанную кровью и спермой криминальную правду, которую лучше не знать и о которой не принято задумываться. Потом выяснилось, что провокаторы всЈ выдумали — несмотря на устрашающую внешность, клички типа Шило и Полутруп и детство, проведенное в Текстильщиках, "Кровосток" составили вполне культурные парни, которые просто решили пошутить.
Шутка удалась на славу, но продолжение смысла, по общему мнению, не имело. Второй раз шокировать теми же приемами даже желающую шокироваться публику группе вряд ли бы удалось, и последовавший альбом "Сквозное" это вполне подтвердил. Тем не менее "Кровосток" не сдался, ибо русский деятель культуры очень редко сдается или меняет род деятельности. Антону Шило явно осталось что сказать, и он решил продолжить высказываться в рамках "Кровостока", немного сменив антураж. Вместо Полутрупа музыкальным продюсером проекта стал Фантомас 2000, поэтому звуковое оформление в третьей пластинке несколько видоизменилось. Из сэмплов используются только фрагменты классики, мелодии сведены к минимуму, а самое главное — поменялась манера читки. Если раньше голос Шила поражал абсолютной бесстрастностью, чтобы не сказать — отмороженностью, то теперь в нем появились, извините за выражение, "веселые нотки". Витальность эта особого рода, больше она похожа на оживление юного дебила, увидевшего голую женщину, но, как бы то ни было, по сравнению с предыдущими дисками "Кровостока" этот прямо-таки блещет интонационным разнообразием. Особенно удалась Шилу строчка из трека "Метадон" "полюбил я ее п…ц сильно так, прям реально давилово" - она произносится со столь несвойственной этому "рэпперу поневоле" честной проникновенностью, что даже нецелевая аудитория может заинтересоваться описываемыми перипетиями жизни метадонового дилера.
Никого уже не пугая, "Кровосток" на третьем альбоме развивает излюбленные темы криминала, наркотиков и секса. И моментами довольно удачно — ведь в том, что проект создали небесталанные люди, мы могли убедиться еще во время их дебюта. Разработка некоторых тем привлекает смелостью, в текстах встречаются обороты, вполне способные стать крылатыми — разумеется, в узких кругах, ибо детям до 16 "Гантелю", как и прочее творчество "Кровостока", заводить нельзя. "Трение наших слизистых — и счастье есть, трение наших слизистых — и несчастье не здесь" - такой формулировке и сам Шнур может позавидовать. Самыми скучными получились как раз наркоманские тексты, а также те, где авторы косят под крутых бандитов. Зато "Кровосток" отважно вторгается в сферу политики, уличных беспорядков и горящего Кремля, а уж на описаниях жесткого секса съедает очередную собаку. Трек "Порно", озвученный аутентичными стонами из соответствующей кинопродукции, - пожалуй, самое полное и внятное высказывание на тему порнографии в русской музыке: тут и советы порнорежиссерам, и благодарности им же, и объяснения, за что мы любим порно — непонятно только, почему голос Шила становится здесь таким вялым, устал он, что ли, к концу альбома? А моя особая благодарность творцам — за строчку "п…аускас этому пионерскому отряду" из заглавной песни. Наконец-то нашлись сподвижники, тоже употребляющие эту литовскую фамилию в значении "крайне неприятная, катастрофическая ситуация".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia