"ЧЕБОЗА" - "ЧЕБОЗА" ***
Если бы о музыкантах судили по делам их, "Чебоза" имела бы довольно бледный вид. Что там у них есть? Слабенький дебютный альбом "К востоку от Гринвича" и умыкнутый у Эминема хит, показанный в "Неголубом огоньке" при участии Дмитрия Маликова? Несмотря на такие творческие успехи, "Чебоза" все время на слуху — настолько, конечно, насколько на слуху в России может быть группа, тяготеющая к брит-попу. Новости идут бесперебойно: коллектив то пишет альбом, то решает его переделать, лидер Василий Гончаров то разгоняет музыкантов, то набирает других, то активно блоггерствует и т.д. И вот наконец появился редкий повод поговорить о творчестве "Чебозы" более предметно. С диском в руках.
Прежде всего надо отметить, что сегодня "Чебоза" - это уже не те мальчики с гитарами, раскрашенными под британский флаг. К музыке теперь они подходят осознанно, и работа над альбомом действительно проведена кропотливая: группа явно корпела и над звуком, и над подачей, а к сотрудничеству были привлечены Вячеслав Бутусов, Сергей Галанин и Корней. Вот еще бы над порядком песен им помозговать: первый трек "(Так же как) вчера" у многих вызовет желание немедленно выключить диск и больше не включать — потому что трудно придумать более банальную в текстовом и мелодическом отношении вещь, напоминающую о временах беспомощного гитарного движения "2.000 процентов живой энергии". Менее нервный слушатель, который оставит диск в плеере, будет вознагражден уже следующей песней "Незаметно": мотивом она слегка напоминает манеру "Танцев минус", но без петкуновской брутальности, а со второго куплета Василия Гончарова поддерживает меланхоличный Бутусов. Медитативный рефрен "Незаметно" еще долго будет играть у вас в голове, хотя сама песня довольно короткая. Зато следующая ("На своей волне") кажется куда более продолжительной — прямо-таки не дождешься финала этого как-бы-боевика самого дурного брит-поповского толка. Несмотря на все старания инструменталистов, звучит очень неактуально. Трек "Париж" радует вкусными партиями акустических гитар и въедливым припевом. Пока играет следующая песня "Не должен", слушатель может выйти чаю попить, хотя в ней и участвует Сергей Галанин. В композиции "Goal!" группа сыграла на поле своих английских учителей — и на их же языке, - что выглядит довольно убедительно. Лишь к седьмому треку "Чебозе" удалось нарушить "зебристость" пластинки и вставить наконец две удачные песни подряд. Красивая медленная композиция "Друг", пожалуй, уходит корнями в русский рок а-ля Константин Никольский, а далее следует лучшая, на мой вкус, песня альбома - "Не важно": опять медленная, опять щемящая, опять волнующая, а в целом оправдывающая тех российских парней, которые упорно пропагандируют британскую грусть. Этот сплин здесь и в композиции "Метро" где-то смыкается с советской эстрадой — я не удивлюсь, если Василию Гончарову посыпятся заказы от поп-исполнителей. Быстрые песни даются ему много хуже, хотя вот в "Одинаково" неожиданно поднятые социальные темы вкупе с "альтернативным" припевом звучат местами любопытно.
Жаль только, что все эти достойные уважения старания музыкантов оценят по большому счету только их поклонники. Для того чтобы расширить их круг, "Чебозе" опять не хватило цепляющих песен и ударных мелодий. Пусть по сравнению с дебютным альбомом это прорыв — но только локальный.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia