ОТАР ИОСЕЛИАНИ: "ДРУГОГО ВЫХОДА, КРОМЕ КАК ЗАПРЕЩАТЬ ФИЛЬМЫ, У ЧИНОВНИКОВ НЕ БЫЛО"

"Представьте, что вы — чиновник Госкино. Завтракаете в их особом буфете, получаете пайки, кормите семью. Вам надо выжить. Не все они были злобными садистами, просто система была такая. Для правительства фильмы, которые мы снимали, "делал" председатель Госкино Ермаш. Он за это отвечал. Как дрожал, несчастный! Все шишки на него валились. Другого выхода, кроме как запрещать фильмы, у чиновников не было. Потому что такие картины были дурным примером для подражания. Позволь одному, другому — и все начнут. Никакого раздражения эти люди у меня не вызывали. Наоборот, иногда они нам и советовали, как обойти цензуру, половчее написать заявку на фильм. Была в Госкино Раиса Соломоновна Жусева — чудная женщина! Она презирала тех, кто прислуживался и снимал то, что требовалось. Чем больше при советской власти запрещалось что-то, тем большим уважением пользовался человек, который это все-таки делал. Ну, вот сослали Сахарова в Горький, и он прославился на всю Россию…"
(ЛЕГЧЕ ЛИ СНИМАТЬ КИНО ВО ФРАНЦИИ)
"Вначале я думал, что приехал в свободную страну, где буду делать что захочу. Но не все так просто. В любой организации, делающей фильмы, опасаются, что эти фильмы никто не будет смотреть. То есть цензура перешла в лоно публики. А потакать вкусам публики — самое последнее дело. Было трудно, пока я не набрел на людей, которые просто любят кино и рискуют головой для того, чтобы его делать. Зато государственной цензуры нет".
(О НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В КИНО)
"Ремесло заключается в том, чтобы внимательно делать фильмы и не предлагать зрителям халтуру. А при помощи какой технологии это будет сделано, меня не волнует".
("Московский комсомолец", 31.03.08)