"МУХА" - "СОЧЕТАНИЯ" **
Подводя итоги музыкального 1998-го в номинации "Певица года", я написал, что с певицами у нас в роке пока туго, но вот скоро появятся Земфира и СашаЧ и исправят ситуацию. С Земфирой, хм, угадал. С Сашей Чугуновой — не особенно. Сверкнув с песенкой "Только ты сегодня не придешь", в клипе на которой отжигали участники "Квартета И", СашаЧ выпустила милый, но неровный дебютный альбом, записанный при содействии музыкантов "Неприкасаемых". На этом все и кончилось. Нелепый менеджмент загубил на корню всЈ продвижение проекта. Красноярская тинейджерица с волевым подбородком переехала в Москву, поступила на журфак, закончила его и работала по специальности в юношеских журналах. Музыку она сама не сочиняла. Своей короткой звездностью она почти не пользовалась — до сих пор в ее блоге встречаются удивленные комменты "так вы и есть та самая СашаЧ?" Возможность вернуться к занятиям музыкой у Александры появилась после встречи с Антоном Якомульским и создания проекта "Муха".
Антон Якомульский родился в Тушине, а в 1988 году вместе с Максимом Покровским создал группу "Ногу свело!", в которой и отбарабанил 19 лет. Год назад экс-соратники расстались со скандалом — так бывает у друзей, которые слишком много времени проводили вместе. Даже Фетисов с Касатоновым, лучшая пара защитников в истории хоккея, не разговаривали много лет, - вот и у Покровского с Якомульским накапливавшиеся годами взаимные претензии в конце концов переросли в неприязнь. Антону пришлось уйти из "Ноги", что поначалу принесло ему некое облегчение: появилась возможность поработать над реализацией творческих идей, которые не находили выхода в рамках группы. Встретив Сашу Ч., он основал "Муху". Якомульский пишет в группе музыку, Чугунова — тексты.
При всей симпатии к ребятам и их праву творить что угодно надо заметить, что позитивная шиза а-ля "Ногу свело!" и обаяние юности СашаЧ в песнях "Мухи" проявляются очень эпизодически. Куда чаще вылезает какая-то надрывная старательность, навевающая на мысли о тяжелой работе, в которую превратилась для главных героев подготовка сольного проекта. Вокалистка не может и двадцати секунд удержаться в роли девочки-припевочки — ее тянет в блюзовые рулады, в некое джанисджоплиновское пение-с-отвращением, в устрашающий рык. Большинство подобных голосовых экзерсисов мало оправданы содержанием песен и могут служить, видимо, для того, чтобы вернуть внимание отвлекшегося слушателя к пластинке. Но не отвлекаться слушателю будет архисложно. Композитор Якомульский за годы гнета в "Ноге" накопил не более двух-трех заслуживающих одобрения мелодий, которые, как мне показалось, кучкуются в начале диска "Сочетания" ("Привет", "Метрополитен") - а в дальнейшем даже элементарно уследить за сменой треков, кроме разве что "Радиоволны" а-ля "Колибри", получится далеко не у каждого. Поэзия Саши тоже не очень "держит зал": ее уносит то в надуманные гиперболы, то в спорные образы — не исключено, кстати, что тексты просто не соответствуют музыке. Как единое целое они точно не звучат — вполне возможно, что по отдельности то и другое смотрелось бы более выигрышно. Словом, очень хорошо, что приятные люди сделали такую музыку, какую они хотели. Но за то, что публика полюбит и захочет ее слушать, я не поручусь.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia