ПЕЛАГЕЯ: "В ЧЕТЫРЕ ГОДА Я ДУМАЛА, ЧТО БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ВЫЙДУ НА СЦЕНУ"
(КОГДА В ПЕРВЫЙ РАЗ ЗАПЕЛА)
"В четыре года. Это произошло на выставке моего отчима и мамы, которая тогда открывалась в Питере. Но то выступление можно назвать неудачным: я застеснялась и ушла со сцены. Думала, что никогда больше на нее выходить не буду. А потом, через два года, я была с мамой на радио — у нее брали интервью и попросили спеть: она в прошлом — певица. И тут я, шестилетняя, нагло спросила, можно ли вместо мамы спою я. С тех пор и пою".
(ОБ ОЩУЩЕНИИ ОТ ПЕРВЫХ ВЫХОДОВ НА БОЛЬШУЮ СЦЕНУ)
"Страшно было. Во время первого саммита, в культурной программе которого пришлось участвовать, мне было 10 лет, и меня абсолютно не интересовало, президенты сидят в зале или кто-то другой. Ведь любой выход на сцену и тогда, и сейчас вызывает уйму волнительных эмоций. Прежде всего потому, что это огромная ответственность. И это я с раннего возраста понимала. Поэтому других мыслей не было, я не соображала, что передо мной сидят вершители судеб разных стран — ну просто важные дяденьки. Гораздо больше впечатлений я получила от того, что первый раз в жизни ехала на "Мерседесе" с мигалкой по всей Москве — так нас везли на концерт. Да не важно все это! Я и тогда была аполитичным человеком, и сейчас такой же осталась, ничего не изменилось".
(О СВОИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУМИРАХ)
"Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Эмир Кустурица, Денис Мацуев, Гарик Сукачев, Слава Бутусов, Юрий Шевчук, Женя Гришковец — на самом деле очень много таких людей. Они все очень разные, но, безусловно, интереснейшие люди. Общение с ними — это своеобразные мастер-классы. Я счастлива, что случается возможность находиться в их биополе. Одно то, что они на тебя посмотрели, с тобой поговорили — это уже удовольствие и опыт".
(О МАМЕ)
"Она очень строга ко мне. Конечно, хочется, чтобы мама по головке погладила, сказала: "Как все хорошо! У тебя было замечательное выступление". Она очень редко меня хвалит. Зато если такое происходит, я точно знаю, что это заслуженно. Она вообще требовательна к тому, что касается профессии и развития в ней, поэтому, являясь фактическим продюсером всей нашей группы, не выделяет меня среди других музыкантов. Но это — в работе, а как у мамы с дочкой, у нас очень нежные и доверительные отношения".
(О ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОЕКТА "ПЕЛАГЕЯ")
"В финансовые вопросы я просто не хочу влезать. Я со школы плохо считаю, так что если бы заведовала семейным бюджетом, от него довольно быстро ничего бы не осталось. Именно поэтому я не занимаюсь нашими гонорарами, не интересуюсь, сколько стоит аренда студии, и так далее".
(О ДЕНЬГАХ)
"Деньги как-то очень быстро тратятся. Я не знаю даже, на что они уходят. Ну в выходные куда-то сходить, купить что-то себе, друзьям подарки, съездить куда-нибудь".
(О ПЕРСПЕКТИВЕ СНЯТЬСЯ В КИНО)
"Предложения и сейчас продолжают поступать, но либо это сериалы с какими-то убогими сценариями, либо действительно что-то интересное и серьезное — вплоть до главных ролей. Но я вот не чувствую в себе таких актерских способностей, чтобы брать на себя ответственность за такую работу. С одной стороны, интересно все это, с другой — не хочется вставать в длинную очередь бездарностей, что-то говорящих с экрана. Да и времени на это у меня совсем нет. Так что пока отказываюсь. Но жизнь такая штука... Я не могу говорить, что никогда этого не случится".
(О СВОЕЙ НАУЧНОЙ РАБОТЕ)
"Я прикреплена к Новосибирскому педагогическому университету. Но в аспирантуре не учусь — это называется "вольный соискатель научной степени". Так как я очень ленивый человек, то все это длится долго как-то, с большими перерывами. Мне за это жутко стыдно. Но учусь я не для корочки, а просто потому, что, во-первых, хочу еще учиться, во-вторых, мне интересна тема, за которую взялась. Как говорят на кафедре, никто пока не писал об этом — тема связана с психологией артистов и методами их воздействия на зрительный зал. Даже если я не успею защититься в срок — ничего, я уже прочитала достаточно много книг по психологии, и это не пройдет даром. Если не получится диссертация, все может вылиться в какой-то интернет-портал либо стать книгой. Думаю, это будет интересно людям как по одну сторону сцены, так и по другую".
(ОТКУДА ЧЕРПАЕТ ЖИЗНЕННУЮ ЭНЕРГИЮ)
"Ну мне не так много лет, чтобы ее не было. Я вообще достаточно энергичный человек, могу много дел одновременно делать. Стараюсь из своего времени выжимать по максимуму. Это какие-то личностные качества, я, можно сказать, — холерик. Плюс ту энергию, которую я, безусловно, в огромных количествах трачу на концертах, восполняю за счет обратной энергии, которой делится со мной зал".
(О ВЛИЯНИИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ НА ТВОРЧЕСТВО)
"Мне кажется, что сильные внутренние состояния, душевные переживания прекрасно сублимируются в творчество. Поэтому творческий человек все время должен быть с оголенными нервами. Но сейчас я вообще ни в кого не влюблена, что для меня, честно говоря, немного странно. Просто такой период в жизни. В этом я тоже вижу свои плюсы — спокойствие и гармонию. Чтобы тебя настигло что-то чистое, светлое и гармоничное, нужно сначала с собой разобраться. Поэтому сейчас — пусть это несколько эгоистично — я занимаюсь собой".
(О БУДУЩИХ ДЕТЯХ)
"Конечно, я очень хочу детей. Это нормальное желание для любой женщины. Работа, карьера не могут влиять на это желание".
(О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ)
"Просто в какой-то момент я поняла, что вроде бы готова жить отдельно. Хотела снимать жилье, но мама мне сказала: "Давай лучше потерпим и купим тебе квартиру". Конечно же, я согласилась. Чуть больше года назад ее купили, но въехала я туда месяцев шесть назад — долго ремонт делали. Вместе с мамой придумывали, как все там перестроить, как обставить. С тех пор, как я въехала в собственную квартиру, очень многое во мне изменилось. Первое время страшновато даже было, а потом привыкла жить одна. Я стала действительно самостоятельнее и не потому, что сама себе еду готовлю, прихожу во сколько хочу, — дело не в этом. Ощущение обособленности и личного пространства, мне кажется, нужно каждому взрослому человеку. Опять же — чтобы работать над собой было удобнее".
("Новые известия", 04.07.08)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)