"МУМИЙ ТРОЛЛЬ" - "8" ***
Маркетинговый ход с выпуском превью "Восьмерки" в качестве приложения к журналу "Афиша" полностью оправдал себя. К выходу полноценного номерного альбома те семь тогда анонимных, а теперь обретших названия песен стали восприниматься как неплохие знакомые. Это, впрочем, не отменяет неизбежной затянутости двойного диска из 21 композиции. Явно не стоит тащить в трек-лист всЈ, что ни сочинишь за год. "Болдинской осени" у Ильи Лагутенко не случилось, поэтому усекновение альбома на треть, а то и на половину песен пошло бы ему только на пользу. Тем более что, став двойником, диск "8" лишился обложки. То есть обложки у него две, и обе задние; на обеих музыканты корчат рожи различной эмоциональной окраски. С одной стороны, когда музыка исчисляется не в пластинках, а в гигабайтах, это не так уж и важно. С другой — все остальные признаки осмысленно составленного буклета здесь имеются, да и лидер "Мумий Тролля" всегда выступал за традиционные филофонические ценности. Так что обложка, получается, пострадала ни за что. Ну и выпускать пластинку 8 августа восьмого года — слишком популистский для "МТ" ход, хотя они и постарались отнестись к этому с юмором.
О представленной на альбоме музыке следует сказать следующее. "8" - это не "Морская", не "Икра", не "Шамора" и даже не "Меамуры". Никак не прорыв и не новый поворот. На обложку новой пластинки просится формула Евгения Гришковца "Я устал, но мне не надоело". "Тролли" продолжают не без удовольствия заниматься своим делом, да и мастерство не пропьешь, но дефицит куража чувствуется очень сильно. Нужно признать, что никакие устои эти ребята уже не подорвут — подорвали уже в свое время, хватит, чего уж теперь. Надежды, которые связывает с каждым новым альбомом "Мумий Тролля" отечественная музыкальная пресса, - это история не о группе, а скорее о журналистах, которым не с руки признаваться себе в том, что данный старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет. То, что рецензентам достает куража увидеть в песне "Проспали" чуть ли не политический манифест, а в фирменных лагутенковских двусмысленностях - намеки на "новую сексуальность", видимо, выдает в них неравнодушных людей, но не имеет отношения к реальному положению вещей.
Здесь, возможно, стоило перейти к ковырянию в каких-то удачных моментах диска и отметить, что в аранжировках "Мумий Тролль" не стесняется использовать заманчивую помесь серфа и диско, но при этом то и дело скатывается в какой-то романсовый декаданс а-ля земфировского "Спасибо", выделить особо прекрасные и провокационные фразы Лагутенко-текстовика и указать пару-тройку цепких мелодических фрагментов, которые впоследствии составят радиоисторию песен с восьмого альбома. А, еще можно написать, что, например, за рулем альбом воспринимается лучше, чем за рабочим столом. Но как-то не хочется. Как-то унизительно это выглядит применительно к группе, записавшей "Морскую" - пластинку, в которой и 12 лет спустя поди найди какие-нибудь слабые или хотя бы недостаточно наглые места! Да, "Мумий Тролль" хорошо играет, записывается и, кажется, знает, чего хочет. Но когда из 21 песни в голове после прослушивания продолжают играть дай бог полторы — о чем тут еще можно говорить? Разве что о переходе в ветеранскую лигу.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia