СЕРЕГА — "ХРОНИКА ПАРНИШКИ С ГОМЕЛЬСКИХ УЛИЦ" **
Это третий и, кажется, последний альбом проекта "Серега". Сергей Пархоменко объявил о закрытии проекта "на гребне успеха", что, конечно, красивый и достойный уважения жест, если бы не тот творческий тупик, в который забрел Серега на четвертом году существования под этим псевдонимом. Уход после такого альбома, как "Хроника парнишки с гомельских улиц", выглядит скорее позорным бегством, чем величавым освобождением хип-хоп-трона. Повторюсь, что речь идет только о творческой стороне дела — вполне возможно, что с точки зрения коммерции Серега по-прежнему вполне успешен.
В 2004 году мы сидели с Сергеем Пархоменко в "Пекинской утке" на Тверской, и он, азартно разделываясь с уткой по-пекински, не менее азартно рассказывал о том, как будет покорять столицу. "Я понял, что я — это Серега, - говорил он. — Это произошло не сразу, но как только образы совместились, стало ясно, что я нашел правильный путь". В успехе Серега ничуть не сомневался — не сомневался в нем и я, уже послушавший к тому времени альбом "Мой двор: свадьбы и похороны", который должен был стать основой для первого российского релиза рэппера. Даже тогда еще робко пробивающиеся в манере разговаривать хип-хоп-понты не вызывали раздражения, потому что было ясно, что
Серега имеет на них полное право. Его дебютный альбом, в котором речитативы неимоверной скорости были круто перемешаны с дворовым фольклором на грани блатняка, казался прорывом и спасением для унылого русского рэпа.
Прорыв этот действительно отчасти состоялся, но свой успех Серега употребил в основном на развитие рэпперских понтов. Как-то слишком быстро из увлеченного музыканта он превратился в такого Рэппера Рэпперыча, из которых на 90% состоит жанр: голда, кепки, черный бумер, линия одежды, дорогие студии, шикарные клипы, саундтреки к компьютерным играм, продюсирование каких-то непонятных последователей… При этом творческие находки, например, на втором альбоме нужно было искать с фонарями: музыка стала богатой… и безжизненной.
В третьем альбоме эта тенденция дошла до логического завершения. Никакой скорострельной читки не осталось и в помине (разве что в номере "Mon Ami" слышны остатки былой роскоши), да и вообще в треках Сереги стало криминально мало самобытности. Скажем, помнящим его "спортивные частушки", будет сложно поверить, что песню "Добавь скорость" сочинил и начитал он, а не какой-нибудь Тимати. А почти программная "Парнишка с улицы" напоминает угрюмые жалобы "Касты" и иже с нею. Интересных ходов минимум, небанальных рифм вроде "гастарбайтер — Орбакайте" раз-два и обчелся, с чувством юмора очевидные нелады, зато пафос просто-таки сочится из этой пластинки. То, над чем раньше Серега искренне смеялся, сегодня исполняется без тени улыбки — даже тема эмиграции в треке "Корабли" так надрывна, что достойна звучать в концерте "Радио Шансон", а не в ироничном рэп-альбоме. Из подопечных пархоменковского лейбла King Ring на "Хрониках парнишки" засвечен ар-эн-би-певец Сацура, поучаствовавший в записи двух песен. Сацуру Серега продвигает уже довольно давно - и без видимых успехов. Слушать записанные с его участием треки скучновато — может, в этом и дело? От совместной песни Сереги и Александра Маршала тоже сложно было ждать чего-то искрометного; так и вышло. И только "Оля и СПИД" стала более-менее достойной "эфира" благодаря участию Владимира Жириновского, но в целом от этого "солидного рэпа для солидных господ" просто скулы сводит.
Остается только надеяться, что Сергей Пархоменко после закрытия "Сереги" придумает себе новый образ и загорится им — тогда, может, вернется и интерес к творчеству.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia