"СТАРЫЙ ПРИЯТЕЛЬ" - "ВСі В НАС" ***

Что ни говори, а в 90-е люди и музыкальные критики были добрее, чем в нулевые. Дело не только в том, что тогда нами правил взбалмошный дедушка, а после миллениума его сменил человек со стальным взглядом. Ведь и к творческим проявлениям тогда относились с бОльшим участием и даже снисхождением. Почти никто не бросался сразу ругать юную неумелую группу — старались сначала понять, а то и найти в ней что-нибудь хорошее. Поэтому теперь многие из тех команд воспринимаются как минимум с ностальгией. Стартуй коллектив типа "Старого приятеля" нынче — не избежал бы кучи язвительных замечаний по поводу срывающегося фальцета лидера Александра Зарецкого и неудачных попыток подражать Beatles, но по обаятельности не дотягивающих даже до группы "Секрет". А тогда, в 90-е, эти попытки казались чем-то трогательными, а "приятельский", перемешанный с русскими страданиями брит-поп даже оставил после себя пару хитов вроде "Московской любви" и "Нового дня календаря". Сегодняшние же новички права на неумелую трогательность не имеют: если их песню не послушает в интернете несколько тысяч человек, шансов на то, что через десять лет о тебе скажут "а вот был такой музыкант", практически не остается. Сегодня нужно если не быть богатым и успешным, то, по крайней мере, казаться таким: на трогательность местами еще клюют, но материальных дивидендов она не приносит.
"Старый приятель" уже делал попытки вернуться на сцену, но наткнулся на нынешнее циничное отношение к неудачникам. Признаться, и мне казалось, что фирменная беспомощность Зарецкого и Ко — это не тот тренд, с которым можно триумфально возвратиться. К знакомству с новым альбомом "ВсЈ в нас" я приступал с изрядным скепсисом. Но оказалось, что "Старый приятель" - возможно, впервые в своей истории — на сей раз пошел по единственно правильному пути. Он не стал причесываться и примодняться, и даже буклетная фотосессия в строгих костюмах завершается хулиганским снимком, где "приятели" (всЈ в тех же костюмах) дружно писают у забора. Зарецкий сделал вид, что 90-е не уходили — и почему-то хочется верить, что так оно и есть. Диск "Старого приятеля" радостно слушать, потому что он наивен, добр и безмятежен. Здесь есть пара великолепных хитов — "Музыка утра" и "Журавли" с протяжным и запоминающимся припевом. Не Beatles, конечно, и даже не "Секрет", но лучше в этом жанре сейчас у нас все равно никого нет. Зарецкий не стесняется переосмысливать "Back In The USSR" ("С..Р" ("Назад в будущее")), а в треке "Девчонка" выглядеть "дворовее" Жени Белоусова. Конечно, на диске хватает откровенной текстовой дичи и невнятных мелодий, наивность порой выглядит нелепостью, а увлечение "Старого приятеля" выдуманным Зарецким термином "отвинтаж" кажется чрезмерным. Однако обратной стороной фирменного "наивняка" иногда оказываются интересные словесные парадоксы. Вот, например, из припева "Девчонки": "Не влюбляйся в женатого, девчонка, этот поезд уже в тупике". Ладно бы спели "поезд ушел" или там "ты на этот поезд опоздала", а то — "в тупике". Прямо-таки приговор. Разобравшись таким образом с семейными ценностями, Александр Зарецкий замахивается на объяснение смысла жизни и, в общем, преуспевает, выдав следующий припев на прилипчивый мотивчик: "Простая игра: родился — живи, пока за тобой еще не пришли". Действительно, что тут еще придумывать. Как шутили в прошлом веке: пришел — работай, сиди; не пришел — сиди, не работай. Рецепты "Старого приятеля" просты — не исключено, что именно этого нашей музыке сейчас и не хватает.
Алексей Мажаев, InterMedia