РОМА БИЛЫК ("ЗВЕРИ"): "Я ПРИМИТИВНЫЙ, КАК ЛОШАДЬ СО ШТОРКАМИ НА ГЛАЗАХ"

"Что дальше будет, я примерно хоть и понимаю, но до конца сам сейчас объяснить не могу. В любом случае это движение. Может быть, хорошо, что альбом весной был уничтожен. Может быть, это была какая-то подсказка, потому что альбом получился абсолютно другим: туда вошли другие песни, он стал профессиональней и интересней по качеству. Мы записывались на разных студиях с разными людьми, работали в Штатах, в Лондоне, в России. Не могу сказать, что техническое обеспечение студий у них отличается от наших. Отличие в людях: другая культура, другой подход, другие уши, вкусы, в конце концов. Мы отдавали песни на растерзание звукорежиссерам, и они занимались ими как хотели. А потом уже мы вносили свои небольшие корректировки, потому что всей специфики нашей музыки они знать не могут".
(О ЗАПАДНОМ ЗВУКЕ)
"Качественный западный звук — это предрассудки. Там иное качество понимания музыки у людей, а это не что-то техническое, это мысль. Мне кажется, в целом они чуть-чуть больше разбираются, потому что у них музыка была еще в 50-х годах, а у нас толком только сейчас начинается музыка в стране".
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО РЕШИЛ ПОКОНЧИТЬ С ДВОРОВО-ПАЦАНСКИМ ИМИДЖЕМ)
"Просто я развиваюсь вместе с поколением, которое доверилось мне еще восемь лет назад, и я им доверился. Я не могу их бросить и быть кумиром только для подрастающего поколения. Потому что у каждого поколения должны быть свои отдельные кумиры и герои. А так как ничего нового у нас для подростков не появляется, приходится немного в их сторону смотреть. Но не хочется и своих оставлять, тех, которые уже рожают детей, покупают машины, устраиваются на работу… Это не уход, это нормальное развитие".
(О ПОП- И РОК-ТУСОВКАХ)
"Поп-тусня настолько примитивна и неинтересна, что мне не хочется быть там, а рок-тусовка обманчива, завистлива… и, может быть, поп-тусовка даже лучше. Они просты и примитивны. А рок-тусня завистлива и двулика — кичатся тем, что они честные, что они за музыку, за слово, за идею, что те, у кого много денег и песенки про "тили-тили-трали-вали", — враги для них. Но сами тоже думают только о деньгах. В нашей стране мало действительно независимых коллективов: одни рок-герои зависят от олигархов или стали придворными музыкантами. То же и с поп-артистами... Знать это все и находиться во всем этом неохота. Я не хочу быть рок-музыкантом в этой стране и поп-музыкантом быть не хочу. Хочу быть просто музыкантом".
(О КОНЦЕРТНОМ ЗВУЧАНИИ СВОИХ ПЕСЕН)
"У любой группы концертное звучание намного тяжелее и интереснее. Пластинка, к сожалению, не может многого передать. Она записывается для того, чтобы человек послушал смысл, послушал песню и решил для себя: согласен он с этой песней, сопереживает он этой идее или нет. Но никак не для какого-то звукового наслаждения. Звуковое наслаждение — это на концерте: ты знаешь слова, тебе грудь пробивает, ты вместе с другими людьми произносишь эти фразы и являешься частью одного целого — песни. Можно, конечно, привносить какой-то звук на пластинку, чем в этот раз и занимались. Но, ты знаешь, большинство людей этого не поймет, им это неинтересно будет. И они отчасти правы. В чем сила большинства? Оно выдергивает из песни самое важное, самое жирное пятно. Все остальное уже для очень развитых и умных людей".
(ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ)
"Да, вообще один. Потому что можно так закопаться… Страшная вещь. Ведь если так подумать, мир — говно. И можно прямо сейчас сказать, что ничего интересного больше не будет, потому что я все знаю: как устроено мое государство, как устроены люди и чего они хотят. И полезть в петлю. Но нужно найти место среди всего того, что тебе по большей части не нравится. Как бы ты ни хотел, чтобы все было по-другому, другого не будет. Поэтому нужно смириться и сделать вокруг себя хорошо, так, как ты любишь. Вот тогда кто-нибудь к тебе, может, присоединится, и тебе будет легче".
(О СЛАВЕ)
"Я вообще изначально не думал именно об этом — о славе какой-то. Наверное, из-за того, что я где-то в чем-то узконаправленный и примитивный, как лошадь со шторками на глазах. "Там круто, там концерты, там музыку нужно писать, можно сделать любую песню и она понравится" — вот мои шторки. А слава — что это вообще? Слава — когда люди твои песни поют на концерте. Это есть любовь и самое главное, для чего должен жить музыкант, — общение с публикой. А остальное прилагается, прилипло к заднице, извините".
(ДОВОЛЕН ЛИ ОН ЖИЗНЬЮ)
"Я, в принципе, всегда жил как хотел. Может быть, многое потерял… Но абсолютно не жалею, потому что понимаю: настоящая свобода — когда ты делаешь то, что хочешь, а не гонишься за чем-то более выгодным. Я вообще счастлив, исключая какие-то моменты, когда грустно. Всем же людям бывает грустно. А так я ни от кого не завишу. Только от публики своей — и все. Они меня, слава богу, любят, поэтому я могу себе многое позволить. Многие могут тебя прижать — государство, например, может обязать пойти сыграть за какую-нибудь партию политическую или еще что-нибудь. А у меня есть такая стена, которая защищает, — огромная стена людей. И благодаря им могу сказать: "Нет, я этого делать не буду".
("Московский комсомолец", 21.11.08)