"ЛАКМУС" - "ФАНТОМ" **
Великий баскетболист Майкл Джордан уходил в бейсбол — лавров не снискал, вернулся, потерял два года. Знаменитый биатлонист Сергей Чепиков уходил в лыжные гонки — побегал без винтовки, ничего не добился, вернулся, потеряв десяток потенциальных биатлонных медалей. Симпатичная инди-поп-группа "Лакмус" несколько лет назад ушла в жесткую альтернативу — ничего не добилась, старых слушателей распугала, новых не приобрела. Но — из чистого упрямства, надо полагать — не возвращается в милую легкомысленность, продолжает упираться и производить пластинки сколь пугающие, столь и скучные. Чем руководствовались Джордан, Чепиков и многие другие герои, резко свернувшие с накатанной колеи, я понять могу: вызов самому себе — вполне достаточный стимул, чтобы не обращать внимания на крутящих пальцами у виска окружающих. Что такое произошло с группой "Лакмус", объяснить гораздо тяжелее. Вероятно, причины ухода из поп-рока были сугубо творческими. Но почему же коллектив до сих пор не понял, что забрел в тупик? Что в историю войдут дурацкие и позитивные "Пузырьки" и "НеДиКаприо", а не вымученная жесткость последних дисков? Что для "альтернативной" музыки они все равно слишком легки и беззлобны? Вон какая лютая появилась молодежь — разве за ней угонишься? Не исключено, впрочем, что костяк "Лакмуса", плотно работающий в составе группы "Би-2", просто уже потерял личные творческие амбиции и относится к группе как к необязательному сайд-проекту, надоевшее хобби в свободное от основной работы время. В таком случае очень жаль вокалистку Ирину Акимцеву, чей голос достоин лучшего применения, чем озвучивание песен с альбома "Фантом".
Новый диск не такой загрузочный, как пластинка "Точка необратимости", но ужасно страдает от дефицита внятных мелодий. Создается ощущение, что жесткие гитары и скрежет нойзовых концовок песен "Фантом" и "Конец конца" призваны попросту заполнить пустоту — хоть чем-то. Вместо произведений и мотивов, говорящих сами за себя, альбом предлагает слушателю самостоятельно выискивать корпускулы чего-то достойного. Но, даже если вы углубитесь в изыскания, результат скорее всего разочарует. Саунд в лучшем случае напоминает группу "Тотал" с ее коммерчески выверенной продюсером (как мы уже знаем, неудачно) "альтернативой", в худшем — вообще никак не воздействует на акустические рецепторы. В песне "Реверс" группа упражняется в подборе бессмысленных рифм к заглавному слову, в треке "На ощупь" пробуждает слушательскую фантазию строчками "пообещай мне ночью найти меня на ощупь". Но это чуть ли не единственный на диске пример, когда он хоть что-то пробуждает. Даже бодрый номер "Любить, надеяться" не выглядит для "Лакмуса" органичным, хотя и может вызвать покачивание головы в такт. Лишь в самом последнем треке "Вверхтормашками" группа почти без оговорок возвращается к своему раннему саунду и настроению — увы, и мелодия песни запоминается с трудом, и беспричинный позитивизм сменился какой-то грустной взрослостью. Это, кстати, настораживает даже сильнее затянувшегося "альтернативного" периода. Вот одумается группа, вспомнит о счастливом и бездумном инди-попе — а сказать-то ей будет уже нечего. Спортивный век короток — Джордан с Чепиковым не дадут соврать, - а музыкальный бывает еще короче. Оглянуться не успеешь — и ты уже на "Дискотеке 80-х", из последних сил скачешь под фонограмму своего единственного древнего хита.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia