АЛЕКСЕЙ ЮЗЛЕНКО ("ЗНАКИ"): "ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК В КОЛЛЕКТИВЕ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ХОРОШИЙ МУЗЫКАНТ"
"Нет, она не о деньгах. Как-то в интернете я нашел информацию о том, сколько у человека клеток, сколько костей, и узнал, что в организме обычного человека находится сто триллионов клеток. По большому счету, эта цифра абсолютно ничего не значит. Но сам факт такой огромной цифры меня впечатлил. И это число засело у меня в голове. Потом, когда делал песню - захотелось рассказать, насколько сильно человек может что-то ощущать. Достаточно серьезная цифра, и ее совершенно невозможно представить: сколько это денег или чего-то еще. Просто хотелось показать, насколько много может быть ощущений. Вот отсюда такое название".
(О РАССКАЗАХ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА
И ДРУГОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)
"Я не очень люблю литературу, которая описывает события, происходившие на самом деле. Это лично мое мнение. Может, я не прав, но разговаривать, например, с соседом по лестничной площадке, который умеет правильно и грамотно изъясняться - не менее интересно, чем прочитать книгу "Война и мир" (возможно, музыкант все же имеет в виду "Войну миров". — Прим. ред.). В свое время я прочитал ее целиком, осилил. В рассказах Герберта Уэллса многое выдумано - этим они и цепляют. Вот такие истории мне достаточно близки и интересны. У каждого человека ежедневно что-то происходит, и из этих историй можно написать "Войну и мир" за один день".
(О СВОЕМ ПЕРВОМ СТИХОТВОРЕНИИ)
"Оно было о религии. Оно у меня было записано в тетрадочке. Потом тетрадку спрятал, нашел через 10 лет и удивился тому, что я помню это стихотворение слово в слово. Тетрадку я выкинул, предварительно разорвав на маленькие кусочки. Но само стихотворение я помню до сих пор и время от времени вспоминаю его. Я больше никому не показывал, не рассказывал, ни жене, ни дочке, ни маме, ни папе, так как это очень личное. Если тот человек, которому я показывал, забыл уже об этом, это будет очень замечательно".
(КАК УЧИЛСЯ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ)
"В школьные годы мы часто ходили в походы, и мои старшие друзья научили меня играть на гитаре. Это были люди, не имеющие музыкального образования. Очень тяжело было учиться играть на чужих песнях, потому что там было очень много аккордов и пальцы плохо слушались, а играть хотелось. Один из товарищей посоветовал мне учить английский язык, чтобы перекладывать текст, даже если он не рифмованный, на музыку. А музыку можно делать самому из тех аккордов, которые я знаю. Так и сложилось: я брал аккорды, которые мне интересны, делал из английского языка песню. С английским языком ничего не получилось, поскольку я все истории рассказывал в стихотворном виде и выглядело это достаточно смешно. И тогда я подумал, что учить аккорды на гитаре проще, если сделать под свои аккорды, которые мне удобно играть, еще и свои слова. И с того момента я начал делать тексты, за которые мне не стыдно. И все это переросло в группу "Бардак", и дальше покатилось".
(ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В СОСТАВЕ ГРУППЫ "ЗНАКИ")
"На данный момент нас покинули барабанщик и гитарист. Мы уже нашли людей на их место, но пока мы с ними еще не так долго играли и неизвестно, сыграемся ли. У нас сложилось так в группе, что нам более важно не профессиональные качества музыканта, хотя это необходимо. Если человек не умеет играть или играет плохо, каким бы он замечательным ни был, он не попадет к нам в команду. Но самый главный критерий для нас: если мы будем выбирать из двух музыкантов примерно одинакового уровня, то в коллектив скорее всего попадет человек, который более близок нам по духу. То есть он просто должен быть хорошим человеком. В коллективе это более важно, чем хороший музыкант. У нас был печальный опыт, когда мы взяли хорошего музыканта, а он оказался никудышным человеком".
(О БУДУЩЕМ АЛЬБОМЕ)
"С новым альбомом история очень длинная: мы его начали писать давно - еще год назад. Тогда мы записали песни "Телефонистки", "Солнце". Но с той студией, на которой мы начали писаться, произошли проблемы, не зависящие ни от музыкантов "Знаков", ни от владельцев студии. На другой студии мы начали писать другой вариант, но в другом варианте получился совершенно другой саунд и для того, чтобы пластинка не выглядела разной по звуку, мы решили переписать все: и "Телефонисток", и "Солнце". Занялись перезаписью альбома, но сейчас проблема в том, что ушли музыканты, которые принимали самое непосредственное участие в записи. И на сегодняшний день нам приходится делать опять все заново, потому что работа не закончена. Будем надеяться, что весной пластинка будет готова целиком, материал весь есть".
(О ЛЮБИМОМ МЕСТЕ В МОСКВЕ)
"Антропологический музей, я там давно уже не был, но он мне запомнился еще со школы и очень нравился. Я с удовольствием сходил бы туда и схожу с дочкой когда-нибудь в ближайшее время. Я помню бабочек огромных, динозавровые яйца и прочее, мне это было очень интересно тогда. Очень люблю планетарий, но он очень долгое время закрыт, как откроют, тоже обязательно сходим. Мы ходим в зоопарк достаточно часто, 3-4 раза в год. У каждого человека самое родное, самое близкое место - это место, где ты вырос. Я сейчас живу в четырех километрах от места, где я родился. Когда я приезжаю в те места, где прошло мое детство, те дворы, мне там достаточно уютно и приятно, а в каких-то местах в Москве, например, в центре, наверное, нет. Меня ничего с ним не связывает лично, может быть поэтому. Хотя в свое время проводили время на Арбате, пытались там играть на гитарах, какие-то деньги зарабатывали, но это как раз во времена, когда все только-только начиналось. Последний раз, когда я там был, никаких ощущений ностальгии у меня почему-то не возникло. Есть очень много красивых мест в Москве, но те места, которые у меня не вызывают никаких эмоций помимо красоты , они мне не близки. Я не поеду на Чистые пруды, только для того, чтобы посмотреть на эту красоту. Хотя Чистые пруды мне тоже очень нравятся. Место, где я вырос, оно хоть немножко и помоечное, хоть оно и грязное, но оно такое родное, свое, что мне оно ближе, чем все эти прекрасные памятники и прочее. Я вырос в Гольяново, и для меня Гольяново - самый близкий, самый хороший район".
(БЫВАЛ ЛИ НА МОГИЛЕ ЦОЯ)
"Да, конечно. Мы после его смерти несколько раз с друзьями покупали билеты туда, проводили там несколько часов и ехали обратно. Просто для того, чтобы съездить, тогда было настолько сильное увлечение группой "Кино", я даже не могу сказать, что это увлечение какое-то, это было настолько близко для меня. Хотя я сейчас понимаю, что песни "киношные", они для меня были неким руководством к какому-то действию. Я даже готов признать - в свое время Цой был для меня кумиром, что сейчас я считаю ошибкой, не относительно Цоя, а относительно моего отношения к тому, что такое кумир. Когда он разбился, это было потерей очень близкого человека, я его, естественно, не знал, но считал просто своей обязанностью съездить на могилу. Нельзя, чтобы люди своими словами и действиями могли руководить другими людьми. Я не хочу, чтобы чьи-то слова могли повлиять на мое мнение".
("Наше.ру", 09.04.09)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)