Геннадий Авраменко - "Уходили из дома" ****
Во всех аннотациях к книге автора упорно называют колумнистом "МК-бульвара", что вызывает у Авраменко некоторое недоумение. Впрочем, спорить он особо не спорит. Более соответствующее его реальным занятиям звание "светского фотографа" на самом деле тоже представляет собой лишь верхушку айсберга. Да, он абсолютный профи глянцевых страниц, но еще большее удовольствие доставляет чтение ЖЖ Геннадия: там фотографии прекрасного качества сопровождаются не менее точными и едкими комментариями. (Да и без фото он мастер рассказывать истории.) Интеллект, чувство юмора, здравый смысл — всЈ это крайне редко гостит на страницах светских рубрик российских газет; Авраменко же обозревает пресловутую гламурную жизнь с дефицитной в прессе позиции нормального человека. Если ему, а не восторженным девочкам, мечтающим прикоснуться к псевдоэлите, осторожная редакция доверила бы ведение соответствующих рубрик — думаю, это сильно бы подняло тиражи и реноме изданий. В то же время, подозреваю, "дневники светского фотографа" рано или поздно могут стать новой книжкой — и покруче, чем "Уходили из дома".
Ну а пока Геннадий Авраменко предложил выдающийся по честности рассказ о своей прежней жизни, в которой его звали Ринго Зеленоградский, он считал себя хиппи и пытался постичь смысл существования, проводя лето на крымской горе Мангуп. Композиция "Уходили из дома" (подзаголовок "Дневник хиппи") предельно проста: это действительно дневник, скрупулезно описывающий от первого лица события, происходившие с Ринго в середине 1992-го. Он ушел из дома и поехал скитаться по стране, которая, как и 18-летний зеленоградский хиппи, отчаянно искала себя. (Но в отличие от Геннадия Авраменко, похоже, не нашла.) Из повседневных забот юного волосатика складывается пронзительный роман взросления. По сути в книге ничего особенного не происходит: Ринго ежедневно встречается с десятками разных людей, имена которых быстро и бесповоротно перепутаются в сознании читателя, решает проблемы пропитания, курит дурь, общается с девушками, попадает — в основном по юношескому пофигизму - в переделки. ВсЈ происходит вполне буднично — в деле дегероизации триады "секс, наркотики, рок-н-ролл" писателю Авраменко мало равных. Нет ни оглушительных предательств, ни сногсшибательных "любовей"; правонарушения мелки и как правило идиотичны — жизнь как она есть: даже после пережитого катарсиса надо просыпаться и убираться в своей пещере. Хиппи у Геннадия Авраменко выведены людьми вполне "лишними", но отнюдь не идеальными: декларируемую "свободу" они с удовольствием путают с асоциальностью. От большинства знакомых мне хиппи герой Геннадия отличается отсутствием какой-то упертости, какой-то болезненной гордости за свои представления об устройстве мира. Ринго добр, гибок и здравомыслящ — поэтому именно у него получилось воспеть этих инфантильных детей цветов со всеми их достоинствами и недостатками. Причем сами герои вряд ли придут в восторг от своего коллективного портрета.
Сквозь сдержанный стиль повествования местами пробивается очень сочный и остроумный язык — чрезвычайно хороши флэшбеки с накатывавшими на Ринго воспоминаниями о домангупской жизни: "косьба" автора от армии, например, описана невероятно смешно. Изящные приветы дневник хиппи порой передает из 1992 года в будущее — обратите внимание на размышления о судьбе ваучеров или соображение о том, что когда-нибудь герой, наверно, побреется налысо. И самое главное, пожалуй, для читателя — физическое ощущение того, что книгу написал хороший человек. Он даже у убитой им гадюки предварительно попросил прощения.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia