Артемий Троицкий: "Когда я слышу о политике, вижу политику, чувствую ее гнилой запах, мне становится неприятно"
"Я могу точно сказать, что лично меня эта проблема в бытовом смысле никак не касается, потому что живу я в Москве на Воробьевых Горах, а дача у меня находится под Звенигородом. Химкинский лес мне мало знаком, я вижу его только из окна автомобиля, когда время от времени объезжаю большие пробки в "Шереметьево" по дороге, которая как раз петляет в районе Химкинского леса. Проезжая этой дорогой, я ловил себя на мысли о том, какой красивый лесок, как близко от Москвы, и как здорово, что его еще не вырубили. Что касается прочих вариантов ответа, то я думаю, что присоединился к защитникам леса просто из-за того, что начальный импульс был дан двумя людьми, и оба этих человека мне очень симпатичны — это Юра Шевчук и Женя Чирикова. Когда я узнал, что они замышляют что-то совместное и хотят принять меня в свою команду, я сказал: "Давайте, ребята, с большим удовольствием".
(О ПЕРСПЕКТИВЕ ПОЙТИ В ПОЛИТИКУ)
"Я занимаюсь тем, что реально доставляет мне удовольствие. Когда я слышу о политике, вижу политику, чувствую ее гнилой запах, мне становится неприятно, поэтому я никогда не стану политиком".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ОБЪЕДИНЕНИЯ РОК-МУЗЫКАНТОВ)
"Я считаю, что никого объединять не надо. Рок-музыка давно перестала быть символом чего-то, рок-музыка сейчас - это просто музыкальный жанр и часть шоу-бизнеса. Точка. В этом смысле 80-е годы не вернутся уже никогда. Поэтому если объединять музыкантов, то делать это надо не по стилистическому принципу, а по принципу того, в каком месте и с какой частотой бьется их сердце. Люди, которые сейчас действительно больше всего озабочены баблом, карьерой или не озабочены вообще ничем, кроме пьянства и секса, пусть идут своим путем, это их выбор. Что касается неравнодушных, артистов, у которых есть какой-то такой социально-экологический, политически мотивированный драйв, чьи глаза не погасли, этих артистов не надо объединять, они сами будут объединяться и никак не по стилистическому признаку. Это могут быть рэперы или рокеры. Или барды. Совершенно не важно, какую музыку они исполняют — бардовские песни или электроклэш. Важно то, каким местом они думают, что они чувствуют".
(О РЭПЕ)
"Я думаю, что из всех музыкальных жанров в современной России хип-хоп на данный момент является наиболее протестным. То есть он более протестный, чем, скажем, рок-музыка. Как мне представляется, всякие декоративные, такие придурочные рэперы, типа Тимати, сейчас находятся в меньшинстве, они со своими песенками про телок, тачки и тому подобные приспособления имеют очень малый авторитет. Гораздо авторитетнее сейчас такие рэперы, как Нойз MC и Дино MC47, или "Каста", или Ноггано, которые рэпуют о чем-то серьезном".
(О СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ)
"Музыке, как никакому другому виду искусства, поддается именно эта объединяющая стихия. Это было замечено давно и используется уже многие века. Достаточно сказать, что все национальные гимны — это музыкальные произведения, равно как и все военные марши. В музыке есть нечто такое, что способно объединить людей более эффективно, чем это делают, скажем, ораторские речи или какие бы то ни было визуальные изображения. Разумеется, у музыки имеется и масса других функций, которые не имеют никакого отношения к митингам, демонстрациям, более того, никакого отношения к выражению своей гражданской или политической позиции. Абсолютизировать те или иные свойства и назначения музыки не имеет никакого смысла. Каждый достает из музыки то, что ему больше всего нужно".
(О БОНО И ШЕВЧУКЕ)
"Начну с того, что деятельность Боно имеет очень серьезный эффект и в мире, и в России. Боно на сегодняшний момент является не то что одним из, а просто-напросто самым влиятельным общественным деятелем среди людей, не являющихся профессиональными политиками. Он занимается этой общественной деятельностью давно, активно, очень успешно, и я бы даже сказал, очень профессионально. Меня совершенно не удивит, если после завершения музыкальной карьеры Боно будет предложен какой-то очень серьезный пост, вплоть до председателя ООН. Думаю, что это не фантазии, а абсолютно реальная перспектива. Свел Боно и Шевчука действительно я, и произошло это накануне концерта U2 в Москве. Мы договаривались об этой встрече с U2. Прогнозировал ли я, что все произойдет именно таким образом? Честно говоря, прогнозировал. То есть я думал о том, что, может быть, Боно пригласит Шевчука на сцену. Я не думал, что он предложит ему спеть вместе. И уж тем более я не знал и не ведал о том, что это будет песня "Knocking On Heaven's Door" Боба Дилана. Но изначально моя идея была именно познакомить их. Я сказал об этом Шевчуку еще за месяц до концерта и списался с U2, рассказал им о том, какие у нас тут происходят дела. Вся режиссерская сторона этой встречи и контентная ее часть — это уже была работа Боно, то есть тут все заслуги его".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ РОК-МУЗЫКИ)
"Я не думаю, что рок-музыка в нашей стране когда-нибудь сможет достичь тех же творческих высот и той эффективности влияния, которые она имела в 1980-е годы. Тем не менее, ситуация вовсе не безнадежная, я уверен в том, что наши музыканты, не только рокеры, я повторяю, но и рэперы, и очень надеюсь, что к ним присоединятся какие-то исполнители из области шансона, ну и вряд ли попсы, смогут повлиять на умонастроения в обществе и тонус молодых людей в России. Конечно, не таким фундаментальным образом, как это было в 80-е годы, но, тем не менее, достаточно существенно".
(ОБ ОППОЗИЦИИ)
"Лично знаком со многими деятелями нашей патентованной оппозиции, и, как я говорил уже много раз, никто из них не представляется мне мало-мальски убедительным лидером. Если бы на месте Лимонова, Немцова, Пономарева, я уже не говорю о Касьянове и Новодворской, стояли какие-то мощные харизматики, реальные лидеры, настоящие наши русские "че гевары" или "лехи валенсы", я был бы с ними и голосовал бы за них обеими руками, и встал бы рядом с ними на баррикады. К сожалению, таких людей я в упор не вижу. Думаю, что мои чувства разделяют и многие другие музыканты. Кстати говоря, если говорить о восьмидесятниках, то единственный, пожалуй, парень, который вполне вписывается в стратегию "Марша несогласных" и "31", это Миша Борзыкин. Я знаю позицию Шевчука по этому поводу, и на самом деле, это не позиция безоговорочной поддержки. Скорее, это позиция человека, который в принципе разделяет такие взгляды и хочет что-то сделать, но тоже не видит себе достойной компании".
(ЗНАЕТ ЛИ ПУТИН ШЕВЧУКА)
"Пока Путин не заявил во всеуслышание, что первый раз слышит о втором процессе Ходорковского, я еще мог допустить, что Путин не знает, кто такой Шевчук. Сейчас для меня совершенно очевидно, что и в первом, и во втором случае он банально врал. Зачем он врет, зачем он сам себя подставляет, говоря какие-то сомнительные речи, в которых не трудно распознать обман невооруженным взглядом, без всякого детектора лжи, я не знаю. Может быть, это его какие-то старые чекистские синдромы, может быть, это советы плохих пиарщиков, может быть, это просто растерянность".
(О НОВОЙ ВОЛНЕ НАШЕЙ МУЗЫКИ)
"Я думаю, что эта новая волна формируется, она не вполне однородна, но, во всяком случае, если два-три года тому назад ни о каких-то таких новых движениях в нашей рок-музыке вообще не могло идти речи, то сейчас, я думаю, они есть. С одной стороны, это очень интересные и, как правило, англоязычные группы, в качестве таковых я мог бы назвать "Краснознаменную дивизию имени моей бабушки", Moremoney, Нину Карлссон, "Почтальонов Нобеля" и еще целый ряд групп, которые играют качественную и актуальную в мировом контексте рок- и поп-музыку. С другой стороны, это группы, которые продолжают, хотя и в совершенно другой музыкальной идеологии, традиции нашего рока 80-х годов, то есть рока социального и политически мотивированного. Это, прежде всего, "Барто" из Москвы и Padla Bear Outfit из Питера".
(О СВОИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ)
"Дело в том, что в свои 55 лет, а на самом деле еще значительно раньше, я просто понял, что то, что имеет реальный смысл, реальную ценность, это не стилистическая принадлежность музыкантов, а их талант и энергетика. И в этом смысле сейчас мне абсолютно все равно, в каком стиле выступают мои любимые артисты — рок это или рэп, электронная музыка или клубная. Таланты есть во всех этих сферах. И никакой сектантской принадлежности к рок-музыке у меня нет. Тем более, что в современной рок-музыке - и иностранной, и русской - имеется огромное количество громких имен и даже целых направлений, которые мне не то, чтобы неинтересны, а, в общем-то, даже и противны".
(ПОЧЕМУ НАШИ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ НЕ ДЕЛАЮТ ОТКРЫТЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ ПРОТИВ ВЛАСТИ)
"Я отвечу коротко и тезисно. Причина номер один состоит в том, что наши деятели культуры, во всяком случае, многие из них и самые известные, экономически очень сильно зависят от государства. Такие области культуры и искусства, как кино и театр, практически невозможны без государственных субсидий. В значительной степени это касается и музыки. Поэтому характерно, что самые смелые ребята - это или некоммерческие музыканты, или писатели, которые действительно от государства никак не зависят, потому что написание литературных произведений не требует никаких субсидий и инвестиций, или это люди, занимающиеся визуальными искусствами, такими, как живопись, видеоарт, инсталляции и так далее. Они не зависят от государства, и поэтому могут себе позволить все, что угодно. Собственно говоря, они очень часто себе это и позволяют. Что касается всех прочих, они просто боятся, они повязаны с государством по рукам и ногам. Кому-то надо ремонтировать театр, кому-то надо снимать дорогостоящий фильм, кому-то надо ставить дорогостоящий балет и так далее, и тому подобное. Я считаю, что это недостаточное оправдание для того, чтобы молчать в тряпочку. И, в общем-то, я отношусь к этим людям со смешанными чувствами: это отчасти какое-то сочувственное понимание, но отчасти это и презрение, и осуждение. Я не думаю, что ради удовлетворения своих дорогостоящих творческих амбиций надо жертвовать своим гражданским эго.
Но у их молчания есть и другие причины. В том числе, я считаю, важнейшая причина, это вообще самая грустная вещь в нашей стране - при всем том, что нам категорически не нравится теперешняя власть, мы не видим убедительных реальных живых альтернатив. Я уверен, что если бы в России появился мощный альтернативный лидер, то очень многие из деятелей культуры и искусства осмелели бы. То есть отсутствие альтернативы подстегивает вот эту робость и покорное молчание".
(О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В СТРАНЕ)
"В стране все идет не как надо, это то, что я могу сказать со стопроцентной уверенностью. Абсолютно все неправильно. Надо быть полным идиотом, лоботомированным рабом, чтобы не видеть того, что реально происходит в стране. Рецепт номер один, он же номер два и три — не надо бояться. Нельзя быть трусом. Если вы будете трусами, то вы проживете никчемную жизнь в никчемной стране. В таком случае нечего роптать на то, что все плохо, скучно, мелкотравчато и лживо. Это просто означает, что вы это заслужили. Если вы не хотите заслужить это пожизненное "чмошество", то будьте смелыми, не молчите и участвуйте во всех тех акциях, которые соответствуют вашему представлению о том, что такое хорошо и что такое плохо, и которые созвучны вашей совести".
(Lenta.ru, 09.09.10)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)