"Ария": "Решение о расколе группы было принято скоропалительно"
Виталий Дубинин: "Пока судить рано, потому что целиком его отсмотреть не успели. Несмотря на это, мне кажется, что первый блин не комом. Это был четырехчасовой концерт, где без перерыва участвует ряд тяжелых коллективов. Все прошло без всякой расслабухи, практически ничего не сломалось... Правда, потух один экран в ходе концерта, но это уже мелочи (смеется). Может быть, на следующих концертах следует подумать над небольшими изменениями в сет-листах. Возможно, нам не хватило какой-то точки — последнего завершающего аккорда. В Москве постараемся это учесть".
Владимир Холстинин: "Да, по-моему, все было замечательно. Эмоционально-то все было прекрасно! Но к концу выступления мы действительно почувствовали, что, возможно, перестарались. Мы не учли, что концерт идет четыре часа, когда составляли свой сет-лист. Если говорить о реакции зрителей, то, наверное, все-таки люди в итоге устали. Это тяжело даже с учетом того, что это было четыре часа любимой музыки".
(О ПОСТАНОВКЕ ШОУ В "ОЛИМПИЙСКОМ")
Виталий Дубинин: "Думаю, что по постановке на 90% все будет то же самое. Так же будут боковые экраны. Одно время поднимался вопрос о том, чтобы сделать большой светодиодный экран на заднюю часть сцены. Но вроде от этого отказались — опять же, в силу того, что надо было срочно делать какие-то видеоряды под каждую группу, а это достаточно трудоемко. Под одну "Арию" их нужно было штук 10, а под другие коллективы по одному. Получается, участники ставятся в неодинаковые условия, а это уже — несправедливость".
Владимир Холстинин: "Мы же не могли завалить всю сцену своими же собственными декорациями и заставить всех остальных ходить между ними. Было бы не очень красиво".
(КАК СЕБЯ ЧУВСТВУЮТ НА СЦЕНЕ
С БЫВШИМИ КОЛЛЕГАМИ)
Виталий Дубинин: "Мне действительно было труднее, и я больше волновался на юбилее "Героя асфальта", хотя у нас было несколько репетиций. Тогда на сцене мы, видимо, понимали, что такое шесть лет не играть вместе, поэтому лично волновался. Переживал даже не то, что я сыграть не смогу, а просто было такое приподнятое настроение от предвкушения встречи. А сейчас настроение более спокойное, мы чувствуем себя гораздо увереннее".
Владимир Холстинин: "У меня примерно то же самое. Первый концерт после перерыва был для нас достаточно сложным эмоционально — хотя отношения как раз были хорошие. Что касается теперешней ситуации, то я вообще играл концерт, даже не задумываясь, что поет Валера — как будто он и не уходил никуда".
(РАЗРЕШАТ ЛИ КИПЕЛОВУ ПЕТЬ СВОИ ПЕСНИ)
Владимир Холстинин: "Насколько я знаю, по законодательству запретить петь нельзя. Я не против, каждый волен исполнять любые песни. Хоть Оззи Осборна! Если мы не играем песни, которые написал Валера, то это не потому, что он нам этого не разрешает, Просто мы сами стараемся быть в этом плане скромными и сдержанными. Якобы у нас есть с ними негласное соглашение играть только свои песни — хотя на песни, написанные в составе "Арии", были потрачены наши силы и время. Поэтому у нас так было заведено всегда: ушел человек, и мы стараемся его песню не трогать".
Виталий Дубинин: "Вообще, Валерий мог бы петь эти песни и в группе "Ария", но он сам от нас ушел и захотел петь другие песни. А сейчас он хочет исполнять еще и наши..."
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ОНИ ХОТЕЛИ БЫ ВСЕ ВЕРНУТЬ
НАЗАД И ИЗБЕЖАТЬ РАСКОЛА "АРИИ")
Виталий Дубинин: "Меня спросили, куда бы я хотел вернуться, если бы была такая возможность. Я действительно хотел бы вернуться в этот неблагополучный для группы год и сделать так, чтобы все было хорошо. Чего мне возвращаться в 1987 год (куда призвал вернуться Валера), если там и так было все замечательно, мы записали "Героя асфальта"? Слава Богу, что история нашей группы все-таки не прервалась. Есть какие-то в этой истории ухабы, которые, возможно, сейчас хотелось бы изменить. Ничего не хочу сказать плохого в адрес наших нынешних музыкантов. Просто я считаю, что в 2002-м решение было принято скоропалительно".
Владимир Холстинин: "Согласен с Виталием. Могу сказать даже больше: группа "Ария" - это один из немногих коллективов, из которого за 25 лет не выгнали ни одного музыканта. Мы к каждому относились как к члену семьи, принимая их со всеми недостатками и достоинствами. Мы пытались повторить подвиг Rolling Stones, прожив на сцене всю свою творческую жизнь. Уход каждого музыканта из группы был для нас трагедией, сравнимой с уходом детей из дома. Когда ушел Валера, для меня это было наибольшим ударом, потому что мы с ним вместе все это начинали, и уж в нем-то я всегда был уверен. Тем более, у нас с ним не было никаких серьезных конфликтов — да и причин для них не было. Мы у друг друга ничего не отнимали: я не пытался петь, он не пытался играть на гитаре".
(ОБ ОТНОШЕНИЯХ В ГРУППЕ)
Владимир Холстинин: "Когда живешь одной семьей, склоки и скандалы неизбежны. Конечно, у нас люди амбициозные и творческие, поэтому зачастую очень эмоциональные и плохо управляемые. Это нормально, ведь когда мы собирались вместе, мы не хотели, чтобы у нас в коллективе были "винтики", а желали видеть людей, которые будут двигать группу вперед. Поэтому очень трудно найти общий язык. Сейчас мы стали взрослее — да и то нам трудно иногда. Но мы всегда пытаемся найти компромиссы. В то время мы, конечно, могли сказать лишнее, позволяли себе эмоциональные выпады. Главное, сейчас понимать, что это было не со зла, ведь каждый из нас, без исключения, мог позволить себе какие-то нелицеприятные поступки".
Виталий Дубинин: "Со временем все надо прощать. Иногда думаешь: да все, больше с этим человеком никогда не буду иметь ничего общего. А потом с ним где-то столкнешься, посмотришь в глаза и думаешь: да что нами делить-то уже!"
(О РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ)
Владимир Холстинин: "Просто, мне кажется, нам надо как-то пытаться сохранять культурные особенности нашей родины и не позволять их так просто втаптывать в грязь. А призывать действительно бесполезно. Любой разумный голос о том, что нужно что-то сохранить, сразу навлекает на себя обвинения в экстремизме… В экстремизме сейчас надо обвинять желающих бороться с коррупцией, потому что коррупция стала основой государственного строя! Это не мое — это я где-то прочитал… Призвал к борьбе с коррупцией — в тюрьму. А если человек хочет, чтобы во дворе у него не стояла мечеть, из которой в пять утра орут громкоговорители, то надо серьезно задуматься. Мы ведь не выступаем против мечетей как таковых и против ислама. Просто не совсем привычно было бы, например, увидеть мечеть, например, в Кузьминках. Я хорошо себе представляю реакцию жителей этого района. Наверное, к их мнению тоже надо прислушаться и найти решение".
Виталий Дубинин: "Все это говорит о том, что руководство нашей страны совершенно беспомощно в вопросах миграционной политики".
Владимир Холстинин: "Мало того, руководство само создает такие ситуации, которые способствуют нагнетанию напряженности в этой области, а потом отмахивается от нее. Начинаются долгие разговоры о толерантности, о (якобы) нашей неспособности мириться с другими культурами".
Виталий Дубинин: "Никто не против толерантности, но надо же учитывать, где мы живем, наши национальные особенности".
Владимир Холстинин: "Тема тяжелая, потому что обвинения все время сыплются одни и те же".
(Km.Ru, 26.11.10)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)