"Сопрано 10" — "Сопрано 10" ***
Руководителя арт-труппы "Хор Турецкого" регулярно спрашивают, почему в его коллективе нет женщин. Михаил Турецкий терпеливо отвечает: потому что хор мужской. На самом деле подобный вопрос может возникать только у человека, который не видел выступлений "Хора Турецкого" не только живьем, но и по телевизору. В состав труппы входят такие экзотические голоса, как контртенор или бас-профундо, а также тенор-альтино Михаил Кузнецов, который исполняет женские партии… не то что бы "лучше любой женщины", но так, что, во-первых, обеспечивает солидную часть успеха представлений, а во-вторых, позволяет Михаилу Турецкому запросто обходиться в коллективе без представительниц прекрасного пола.
Тем не менее настойчивые вопросы сделали свое дело, и Турецкий подготовил ответ, как говорилось в фильме "Чародеи", "с размахом, по-сатанеевски". Что там одна-две солистки? Их будет десять, и они составят отдельный коллектив со своим шоу. "Сопрано 10" уже гастролируют с собственной программой и украшают вставными номерами выступления "Хора Турецкого". Данный диск выпущен не для продажи, а для промоушна — и он позволяет сделать некоторые выводы относительно новой идеи Михаила Турецкого и качества ее воплощения. К слову, в планы руководителя хора входит создание еще нескольких коллективов со схожей концепцией: большие составы, живой звук, масштабные шоу, разные жанры. Что заслуживает респекта хотя бы в плане оздоровления российского концертного бизнеса, где до сих пор практикуются фанерные выступления на фоне занавески.
В отличие от "Хора Турецкого", эксплуатирующего разнообразие голосов своих солистов, в женском проекте продюсер собрал только сопрано. Все выглядят хорошо и поют более чем профессионально, а чтобы их можно было как-то различать, голоса девушек обозначены в том числе такими диковинными терминами, как "фанк-сопрано", "рок-сопрано", "фолк-сопрано" и даже "драйв-сопрано" и "сопрано-интернешнл". Признаться, без видеоизображения распознавать солисток на слух пока затруднительно. Если мужской хор начинал с классики и еврейской духовной музыки, а уж потом начал смешивать это с "низкими" жанрами, то "Сопрано 10" сразу делает ставку на полистиличность. В промо-альбоме спокойно уживаются "Адажио" Альбинони, "Чаттануга чу-чу", "Ромашки спрятались" и "Simply The Best". Рука Турецкого чувствуется в богатых аранжировках, продуманном многоголосье и умении создавать для зрителя головокружительное развлечение. Впечатляет скорость перемещения группы между жанрами, в каждом из которых коллектив использует непременно узнаваемые произведения, не забывая остроумно смешивать "Sing It Back" Ройшн Мерфи с "Танцем маленьких лебедей", а "Bamboleo" - с популярной мелодией Валерия Зубкова из киносаги про Будулая.
Однако чрезвычайно эклектичный подбор репертуара оставляет у слушателя ощущение, что он находится в каком-то элитном караоке: опять "Старые песни о главном" - да, знакомые и хорошо исполненные, но сколько можно-то? К тому же почти все нерусскоязычные композиции стали здесь билингвальными, обзаведясь фрагментами русских текстов. Ну вот зачем "Адажио" Альбинони слова Ильи Резника? Наверняка не для просвещения публики, чем, несмотря ни на что, продолжает заниматься тот же "Хор Турецкого". Выходит, что проект "Сопрано 10" явно рассчитан на более непритязательную аудиторию и готов на заказ менять концертные залы на кабаки.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia