Григорий Лепс — "Берега. Избранное" ****
Большинство сборников "грейтест хитс" выпускается, что греха таить, для того, чтобы без особых усилий срубить некоторых денег. Если артист популярен, его "бесты" в разных конфигурациях всегда будут востребованы. Да на подарки хотя бы. Поэтому чаще всего издание подобного диска сводится к тому, что выкупаются смежные права на определенный (как правило, повторяющийся от компиляции к компиляции) набор композиций, рисуется обложка — и вперед, на прилавки. Но когда к выпуску "беста" лейбл подходит с чуть большей изобретательностью, он может добиться гораздо лучших показателей, в том числе и финансовых.
Какой-нибудь собранный наспех "грейтест хитс" Григория Лепса меня в качестве подарка вряд ли порадовал бы. Вообще, ответ на вопрос, что такое "хит Лепса", на протяжении карьеры последнего формулировался долго и довольно мучительно. Под это определение заскакивали то откровенно шансонные баллады, то кавер-версии, то хрипло-блатные блюзы с неоднозначными текстами: незаурядные вокальные возможности Григория далеко не сразу обрели гармонию с его репертуаром, и ни один номерной диск артиста до "Водопада" нельзя было отнести к числу безоговорочных удач. Словом, я и сейчас с трудом представляю себе студийный лепсовский "бест" песен на 15, который хотелось бы иметь в коллекции. Поэтому "Мистерия рекордс" поступила совершенно правильно, выпустив "Избранное" на двух дисках, да еще и в концертном звучании. Стихия живого выступления для Лепса совершенно органична: здесь можно сбацать какой-нибудь зверский и непредусмотренный автором песни вокализ, ввернуть в текст несанкционированную "мазафаку" или возопить в другой тональности, заорать или взвыть — и всЈ будет к месту. А если добавить интенсивный обмен энергетикой между артистом и зрительным залом, то яркими красками начинают сверкать даже совсем неприметные в своей студийной жизни песни. Составители трек-листа "Берегов" не стали брать на себя неблагодарную миссию отсева хитов от "не-хитов" и представили в сборнике вместо выжимки творческих удач Григория Лепса подробное "саммари" всего его музыкального пути. Хронология не соблюдена, и одиозная "Натали" попадания в сборник миновала, но в целом из фрагментов складывается цельная картина явления/феномена Лепса. Если вам сложно уложить в голове песни Владимира Высоцкого c Coldplay, а "Рюмку водку на столе" с "Беги по небу" - послушайте двойной концертник целиком, пазл соберется. Уже не исключено, что о некоторых песнях Высоцкого новое поколение будет судить по исполнению Лепса, а фанаты уникальной авторской версии "Беги по небу" Максима Фадеева и вовсе остались в меньшинстве после того, как трек перепел Григорий. Новыми красками заиграл и оригинальный репертуар Лепса, в том числе и тот, который в свое время не очень заметили. Большую роль в этом играет концертная подача: то, что в ранних номерных альбомах казалось абстрактным философствованием, в живом исполнении заражает и заряжает — певец и его группа не скрывают своего кайфа от нахождения на сцене, и это ощущение во многом передается и слушателю.
Открою небольшой секрет: список вошедших в альбом песен практически идентичен плейлисту концерта Григория Лепса в "Олимпийском", где год назад был представлен диск "Водопад". Издатели не стали городить огород и взяли за основу выверенную концертную драматургию. А в том, что запись удачного шоу решили продавать под видом концертного "бестника", скорее всего, повинны маркетинговые соображения.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia