"Ундервуд": "Мы — "утопленники", существующие в антимире, безвизовом государстве под названием Музыка"
Максим Кучеренко: "Такого у нас еще не было. Мы подошли к этому делу с привлечением многих специальных ресурсов, которые, с одной стороны, позволят нам хорошо отрекламировать концерт, а с другой — как следует его подготовить. Сначала у нас, конечно, появилась идея пригласить большое количество гостей, потому что все участники для нас являются, в общем-то, людьми дружественными, известными и любимыми народом. Также мы хотим тщательно это срежиссировать и подарить как встречу с "Ундервудом", так и встречу с гостями. Все спецэффекты досконально продуманы: кто откуда должен вылетать, какими крыльями махать, какими огнями гореть (или наоборот, не гореть, поскольку в клубах сейчас не очень приветствуется огнезажигание). Была идея пригласить братьев Запашных с их тиграми, но это уже старый трюк. Мы решили, что нам все-таки нужно что-то другое. Ну, если по-честному, то мы очень волнуемся и хотим сделать то, чего у нас не было все эти 15 лет. Потому что если делать то, чего не было, то обязательно после этого начинается какая-то другая жизнь. Так что для нас этот юбилейный концерт — магическое событие. Всю эту магию и любовь мы хотим превратить в большое шоу для нашей публики".
(ПОЧЕМУ ПРИГЛАСИЛИ НА КОНЦЕРТ ГРАДСКОГО)
Максим Кучеренко: "Мы хотим победить легенды о неконтактности Градского (смеется) и показать всем, что Александр Борисович — это дружелюбнейший и сердечнейший человек. Другое дело, что он — человек настроения. Это ему позволено. Мы берем на себя смелость войти в фазу резонанса с его добрыми волнами, которые знают и любят все, и в этом резонансе попробовать с ним сделать что-то совместное".
(О НОННЕ ГРИШАЕВОЙ)
Владимир Ткаченко: "Нонна прекрасно поет. У нее удивительный голос, и она им владеет в полной мере. Кроме того, она не только классно поет своим голосом, но и, как это известно из программы "Большая разница", она еще фантастически пародирует различных исполнителей. Мы Нонну знаем довольно давно — даже уже и не помним, когда с ней познакомились. Кажется, это было через "Квартет И" и Алексея Кортнева. Когда "Квартет И" делает свои посиделочки, мы с ней постоянно пересекаемся. Она приходила на наш концерт, и мы тоже посещали ее спектакли. Так что мы общаемся на протяжении долгих лет. Я знаю, что у нее есть одна чрезвычайно любимая наша песня. Когда речь зашла о приглашении гостей и юбилейных номерах, я позвонил Нонне и сразу же предложил эту песню. Она тут же согласилась".
(ПОЧЕМУ В СПИСКЕ ГОСТЕЙ НЕТ ВАДИМА СТЕПАНЦОВА)
Максим Кучеренко: "Вот в этом месте я теряюсь и не знаю, что сказать, поскольку мы очень всех любим. Вообще, мы младше всех гостей и пришли на сцену позже всех, и нам чрезвычайно приятно, что у нас сложились отношения со всеми коллегами, которые автоматически являются нашими старшими коллегами. И Степанцов, и другие прекрасные товарищи (например, Артемий Троицкий, который умеет играть на гитаре и петь, или наши любимые актеры вроде Сережи Белоголовцева), конечно, могли бы быть в списке участников концерта. Но наши гости будут таковы, что у каждого будут свои антенны, которые ловят наше настроение, а мы имеем такие же антенны по отношению к ним. Соответственно, у нас будет происходить какой-то энергообмен. Вот в этом — магия, а логически я здесь не могу ничего объяснить. Скорее, так велит сердце: выйти в этот день на сцену с этими людьми. Все же остальные, безусловно, будут нашими добрыми гостями, с которыми мы искренне поделимся радостью".
(О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ В КАФЕ-БАРЕ "РЕЧНОЙ" В СИМФЕРОПОЛЕ)
Максим Кучеренко: "Конечно, помним! Самое приятное и важное то, что этот концерт был нужен всем. Скука и уныние, которые царили в кампусе (а отчасти там царил маниакально токсический студенческий угар), наконец-то обрели себе альтернативу, которую предложили мы. Сначала была попытка тоже превратить все это в угар — были сломаны стулья, и люди плясали на столах, но все это отдавало какой-то бунтующейся эстетикой не маргиналов, а людей, которые пытаются придумать себе новую жизнь. Потому что к этому моменту жизнь сильно рухнула. Все сидели без денег, которые просто исчезли у нас из страны, на улицах появились бандиты. Собственно, даже не на улицах — они были везде. Я помню, как к нам домой пришли люди, которые сказали, что мы должны денег за плохо проданный телевизор с обманными купюрами. Там фигурировал мой брат, и оказалось, что его просто перепутали по фамилии и фотографии… В общем, мир рушился, а мы его пытались заново создавать. Если бы он не рушился, мы бы сейчас не сидели и не давали это интервью. Мы себя вытаскивали за волосы, и к нашим ногам цеплялись еще какие-то другие люди (смеется). Так что наш первый концерт был окрашен в такие победоносные цвета. Особенно приятно, что тогда нас послушать пришел сам профессор Коробов — человек, который был сотрудником кафедры психиатрии факультета совершенствования врачей. Он был на концерте со своей семьей в составе двух дочерей и жены. Это было так удивительно, что можно долго вспоминать!"
(ПОЧЕМУ СТАЛИ НА КОНЦЕРТАХ ЧЕРЕДОВАТЬ ПЕСНИ ПО АВТОРСТВУ)
Максим Кучеренко: "По ходу у нас возникли две четкие амбиции, и возникла потребность в таком грамотном разделении. А поскольку у нас разные характеры, настроение и энергетика, мы просто разделили музыкальную территорию. Но эти два разных потока переправляются к концу выступления в один. В этом смысле нам, что называется, Бог дал встретиться. Конечно, мы прекрасно понимаем, что третий лидер уже вряд ли может возникнуть в коллективе. По крайней мере, он должен быть молчащим (смеется). Но при этом он должен быть мастером. За весь период существования нашей группы мы имели всего трех таких человек. Первый из них, к сожалению, уже — покойник, его звали Вячеслав Кисловский. Это был уникум, очень одаренный. У него были некоторые сверхмедицинские идеи. Кисловский был настоящим синтетическим человеком. Если бы он даже выжил, мы бы его все равно потеряли, он оказался бы где-нибудь в лабораториях США, работая где-нибудь на стыке биологии и медицины, растворяя камни в почках у человека при помощи янтарной кислоты, которую он выделял бы из ферментов бабочек. Кисловский был сверхчеловеком из простой николаевской еврейской семьи. Мы очень часто о нем вспоминаем. К сожалению, он погиб от врачебной ошибки. Вторым таким человеком был у нас Олег Нестеров, который, собственно, придумал мягкий и комплиментарный звук по отношению к песням. Когда он начал с нами работать, у него был лозунг "не испортить песни". Для него этот момент был важным, и он его смог провести. Какое-то время он в нас пристально всматривался. Поскольку Олег теоретик, а мы прошли теоретическую часть и начали заниматься жесткой практикой — с деньгами и со всеми вытекающими последствиями, то нас жизнь в итоге развела. Третий человек, который постоянно присутствует (ему это непросто и местами трудно) — это Корней. Безусловно, это ярчайший представитель гитарного мастерства в своем жанре в России и каждый раз, заканчивая концерт, мы понимаем, что присутствуем с очень серьезным гроссмейстером. Почет и уважуха ему не только от его поклонников, но и группы "Ундервуд", с которой он играет. "Ундервуд" он признает своим пространством, но мы также понимаем, что проект "Корней" - это его творческая индивидуальная жизнь, которая имеет свое измерение и абсолютно свою стилистику и прочтение".
(О ПЛАНАХ)
Владимир Ткаченко: "Мы сейчас пишем шестой альбом, и есть такая мысль (переходящая в уверенность), что мы издадим его в марте. Будем к этому стремиться. Работа над альбомом идет, но она такая — не нервная, неторопливая. То есть, непонятно, хорошо это или нет. С одной стороны, хорошо, а с другой — это достаточно сильно расслабляет. В любой авральной работе есть свои плюсы и минусы. Я помню, как мы достаточно аврально делали альбом "Все, кого ты так сильно любил" в нервной и напряженной обстановке. Таким же манером мы делали пластинку "Опиум для народа". Сейчас мы тактику изменили, но, конечно, хорошо бы не расслабляться. Когда после долгого перерыва ты в очередной раз заходишь в студию, то иногда, что называется, не фонит. Тем не менее работа продвигается. Я думаю, что все будет".
(О ПАТРИОТИЗМЕ)
Владимир Ткаченко: "В отношении патриотизма нужно быть очень осторожным. Когда у моей родины случаются какие-то победы, ты ликуешь, кричишь, бьешь себя кулачками в грудь и кричишь, какой ты патриот. Когда случается так, что твоя любимая команда проигрывает, то ты говоришь: страна г…но, я не хочу жить в этой убогой стране, где такие бездарные люди, хочу уехать отсюда. Поэтому патриотизм — это такая тонкая вещь, и нельзя грубо манипулировать им, потому что на этих манипуляциях многие плохие люди строят свои карьеры и живут прибыльно и припеваючи. Что касается песни "Молодые львы"… Конечно, было такое тотальное расстройство от выступления нашей сборной в Ванкувере. Скорее, даже не от выступления, а от всей этой чиновничьей подоплеки — дескать, мы выступили хорошо, почему вы нас дерьмом поливаете? Из этой оценки и выросла песня "Молодые львы". Это такой кодекс чести чемпиона — по аналогии с кодексом самурая бусидо - что должно двигать человеком, чтобы он победил. Что касается припева, то для меня была очевидной ассоциация с богиней победы Никой Самофракийской, поскольку я знаю всего лишь одно ее скульптурное изображение. Оказалось, что так думает не очень много людей. Из-за этого текст припева приходится периодически объяснять. Некоторые мне пытались доказывать, что это не самое известное изображение Ники, а некоторые вообще не очень понимают, о чем речь. Ничего страшного в этом нет. Объяснил лишний раз, порадовался".
(О ВСТРЕЧЕ РОКЕРОВ С ПРЕЗИДЕНТОМ)
Максим Кучеренко: "Я вообще считаю, что лицо у меня одно — я гражданин государства под названием Музыка. Во власти мне нравится все веселое. Мне кажется, что власть в России очень часто проводила какие-то тяжелые, неприятные и страшные вещи, и закрепился рефлекс, что это будет повторено. Возможно, это действительно будет повторено, так как есть тренд, который ведется еще от Ивана Грозного. Но сейчас во власти я вижу достаточно веселые вещи, и президент России тоже похож на веселого человека — только очень уставшего. Как будто его, порядочного и ответственного, привлекли к какому-то тяжелому труду. А так он похож на веселого парня. В целом, я никак не отношусь к этой встрече. Знаю, что в Норвегии описывался случай, как премьер-министр пришел в супермаркет за пивом, человек наступил ему на ногу, извинился и с удивлением узнал в нем должностное лицо. Это любопытно, потому что если музыкант профессионально относится к своей деятельности, у него нет шансов не утонуть в музыке. Ведь музыка, в отличие от экономики и политики, очень последовательна. В ней ничего не потеряно, она тщательно описана, и для того, чтобы стать музыкантом с серьезным весом, необходимо все это изучить, освоить и ассимилировать. Так что понятно, почему нас не было на встрече с Медведевым. Потому что мы — "утопленники", существующие в антимире, безвизовом государстве под названием Музыка".
(Km.Ru, 09.12.10)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)