Андрей Кончаловский: "Я не боюсь никаких параллелей, если человек в кинозале плачет и смеется"
"Если бы, предположим, сейчас была эра немого кино, но уже изобрели бы звук, я воспользовался бы звуком, правда? Если бы кинематограф был черно-белым, но уже появился цвет, то я бы стал снимать в цвете. Конечно, есть фильмы, к которым формат 3D совершенно не подходит, - тот же "Миллионер из трущоб", например. Но я в данном случае снимал не драму, не "Асю Клячину", а сказку - с магией, фантазиями, волшебством, с елкой, которая в сто этажей, и путешествием сквозь эту елку. 3D сюда просто просится. И когда появились деньги, чтобы сделать конвертацию, мы, конечно, на это пошли".
(О СОВРЕМЕННЫХ КИНОТЕХНОЛОГИЯХ)
"Сорок лет назад я не мог представить себе те возможности, что появились у режиссера сегодня. Неограниченные возможности. Ничего хорошего, правда, я в этом не вижу. Сейчас можно осуществить любую фантазию, но это не будет выглядеть правдиво".
(О ПРЕДЛОЖЕНИИ "ЩЕЛКУНЧИКА" АМЕРИКАНЦАМ)
"Я предложил, и никто не купил. Я ходил по большим голливудским компаниям, пытался продать - и рассказывал, и танцевал, и читал, и показывал демо. И никто! Мертвые глаза! Спящие! Никто не понимал, зачем это нужно. Так что в Америке я вообще не нашел денег, я нашел деньги в России... Да в Америке мне ни за что и не удалось бы снять подобную картину. Потому что в Голливуде такого рода картины делаются при помощи комитета - продюсерской верхушки студии. Там нет режиссеров, нет авторов - там все комитет решает. Если режиссер не слушается комитета, его выгонят, как это было со мной. Система построена на очень серьезной дисциплине... В Америке, кстати, нашу картину так до сих пор никто и не понял. Это не мюзикл. Это странная, действительно, картина, в которой я исходил скорее из Гофмана, чем из Чайковского. Петр Ильич вообще хотел сделать развлекаловку - и у него это здорово получилось. Зло побеждено в первой половине, а во второй только танцуют. Конфликт исчерпан, и как это снимать? Чайковский в "Щелкунчике" слишком прост, а Гофман слишком сложен. Я попытался пройти по тонкой линии между ними, но у меня это не везде получилось".
(ПОЧЕМУ ОПЯТЬ СНЯЛ В КАРТИНЕ СВОЮ ЖЕНУ ЮЛИЮ ВЫСОЦКУЮ)
"Я Юлю вообще не собирался снимать. В этой роли должна была быть американская звезда, существовало несколько кандидаток, но потом они все по разным причинам отпали, и только тогда возникла Юля. Она говорит по-английски. И она для меня просто спасла положение".
(О ГЛАВНОЙ МЫСЛИ ФИЛЬМА)
"Вообще-то мысль в кино никому не важна. Важно, чтобы волновало. Моя картина - это сновидение и реальность. Мы ведь засыпаем незаметно, и я сделал фильм, в котором зритель из реальности в сон переходит так, что сам этого не замечает. Он просто думает, что это какая-то более странная реальность, но тем не менее реальность. А просыпаемся мы всегда ударом. Вот так происходит у меня в картине. Собственно, это фильм о том, как важно ребенку, чтобы ему верили, когда он фантазирует".
(НЕ БОИТСЯ ЛИ ПАРАЛЛЕЛЕЙ С ПСИХОАНАЛИЗОМ ФРЕЙДА)
"Я вообще не боюсь никаких параллелей, если человек в кинозале плачет и смеется. Мы же не для того делаем кино, чтобы думать. Для этого существуют наука и публицистика. Я снимаю картину, как другие люди пишут музыку. Другой вопрос, что кто-то увидит очень много разного - и психоанализ там есть, и Энди Уорхол, и Дэмиен Херст, и всякие другие художественные ассоциации, которые для кого-то будут близки, а кому-то абсолютно непонятны. Но и неважно. Важно, чтобы все чувствовали одно и то же".
(ПОЧЕМУ НЕ ЛЮБИТ ПОП-КУЛЬТУРУ)
"Потому что поп-культура не имеет художественной ценности, она имеет рыночную стоимость. Существует целая система манипуляций с сознанием публики, которая внушает, что это элитное искусство. Потому что только так можно его продать. Во времена Возрождения о рыночной стоимости полотен великих художников не думали. Сегодня же богатые люди покупают произведения современного искусства как инвестиции, а не как украшение дома. Это по Марксу отчуждение формы от сущности".
(О КРУПНОБЮДЖЕТНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ)
"Почти все эти произведения созданы очень большим коллективом, который конструирует кино по принципу научного подхода к маркетингу. Там нет ничего, что являлось бы искусством, потому что искусство - это попытка понять человека. Любое произведение - это попытка понять человека. Пушкин, Данте, кого ни возьми. А блокбастеры - это сконструированный набор образов, который позволяет загнать как можно большее количество людей, не умеющих, как правило, читать, в кинотеатр, дать им попкорн, и чтобы они провели два-три часа, ни на секунду не отрываясь от экрана. Единственное чувство, которое там может возникнуть, - некая улыбка или некий ужас. Там даже задачи не ставится поднять какой-то этический вопрос. Это колоссальное, высокое произведение маркетинга".
(КОМУ БЫ ДАЛ В ПРОШЛОМ ГОДУ "ОСКАРА")
"Я бы дал тому, кому и дали, молодцы! "Повелитель бури" Кэтрин Бигелоу. Это абсолютный вызов коммерческому кино. Так же как и в позапрошлом году - "Миллионер из трущоб". Абсолютный вызов! Американское кино более чем европейское переживает страшную деградацию. Россия, к счастью, еще отстает. Понимаете, ведь дело не в кино, а в зрителе, в читателе. Посмотрите, в Москве в театрах идут три "Дяди Вани". И люди ходят. Нигде в мире такого нет".
(О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ КИНЕМАТОГРАФА)
"Нет связи между качеством продукта и прибылью. Надо давать деньги не только на производство, но и на продвижение, может быть, стоит вводить квоты. Надо создать государственную систему проката российского кино, которая могла бы конкурировать с частными сетями. Потому что частнику важны только деньги. Частнику вообще не очень нужно русское кино. Ему дают почти даром американские картины, великолепного качества, они все коммерческие, их хочется смотреть. Когда молодые русские ребята говорят: "Я ненавижу русское кино" - это означает, что они уже подсели на эту иглу, иглу развлечений. Мы теряем русского зрителя. Навсегда. Но пытаться делать картины по американскому образцу для того, чтобы не потерять зрителя, - бред! Есть русская жизнь, не имеющая никакого отношения к Америке. Сегодня во многих русских картинах, когда их смотришь, просто не понимаешь, где происходит действие - в России или где-то еще. А уж сериалы! Это просто похоже на рекламу. Возьмите любую русскую рекламу для нашего рынка - там какие-то нерусские люди, какие-то женщины с невероятно чистыми лицами, эти фигуры, дети - все без запаха, все пластмассовое. А русский мир имеет свой "запах". Англичане в этом смысле гораздо мудрее. Английская реклама всегда знает, для кого она сделана. Она всегда пахнет чем-то - либо хорошим сыром, либо пивом. Там всегда есть юмор - английский. Наша реклама слямзена с Америки, она сделана по их лекалам. И примерно то же самое в кино. Есть жизнь, которая не имеет ничего общего с тем, что мы видим на экране. А картины, которые имеют отношение к жизни, почему-то становятся очень мрачными. Но дело ведь не в том, что жизнь ужасна, дело в том, что человек выживает".
(О СЛАВЯНОФИЛАХ И ЗАПАДНИКАХ)
"Никто не знает, что такое "славянофил" и никто не знает, что такое "западник". Почему-то считается, что славянофилом обязательно должен быть человек, который считает, что ни в коем случае ничего нельзя менять, что и так хорошо. А западник должен говорить, что все надо менять, потому что все плохо. Но славянофил и западник могут понимать, что все плохо. Только один думает, что надо лечить так, а второй думает, что надо лечить эдак. Никто все равно не знает, как лечить. Потому что мы не знаем, чем мы болеем".
("Известия", 14.12.10)
Хоакин Феникс не хочет получить «Оскар»
Актерская игра Хоакина Феникса в «Мастере» Пола Томаса Андерсона в любом случае будет оценена премией «Оскар», считает Vulture, впрочем, сам актер пренебрежительно отзывается о призе Американской киноакадемии.
Так, он сообщил в интервью изданию Interview: «Думаю, что это полная чушь. Я не хочу быть частью этого. Я в это просто не верю. Это морковка, но худшая на вкус из всех, что я пробовал. Это полностью субъективная награда… И самая глупая вещь во всем мире».
Брэд Питт: «Я бы с радостью поработал в Болливуде»
Брэд Питт признался, что упустил возможность поработать с актрисой Айшварией Рай в картине «Троя», но заявил, что всегда хотел записать танцевальный номер в стиле Болливуда.
Таким образом, популярный голливудский актер присоединился к Тому Крузу и Хью Джексону, звездам, которые в свое время выражали желание работать в Болливуде.
— Индийский кинематограф, кажется, неплохо развивается. Я бы с радостью поработал в Болливуде, в этих картинах много драмы и цвета. Пока неизвестно, когда я решу отправиться в Болливуд и сняться в этом танцевальном номере со всеми актерами на заднем плане, — сообщил в интервью Брэд Питт.
Джуд Лоу: «Мы хотели бы сняться в “Шерлоке Холмсе 3”»
Исполнитель роли доктора Ватсона в обеих картинах Гая Ричи о знаменитом сыщике Джуд Лоу сообщил в интервью Collider, что он и Роберт Дауни-младший были бы не прочь сняться в третьей части «Шерлока Холмса».
Напомним, что вторая серия собрала в мировом прокате более $540 млн, а студия Warner Bros. уже наняла сценариста Дрю Пирса («Железный человек») для работы над третьей серией.
— О третьей части уже идут разговоры, я знаю, что обсуждается сценарий, но Дауни и я, мы очень занятые парни. Впрочем, мы бы хотели сняться в третьей серии. Мы очень счастливы работать вместе, — сообщил Джуд Лоу.
(Totalfilm.com, 18.09.12)