Григорий Лепс - "Водопад Live" ****
Итак, это запись состоявшегося год назад в "Олимпийском" концерта-презентации диска "Водопад". Три часа живого звука, полные трибуны, все хиты и лучшие новинки, бла-бла-бла… Затейливая конструкция на заднике сцены, в лучшие моменты правдоподобно изображающая водопад, а в моменты простоя — неопрятную седую бороду Деда Мороза-гиганта. С выдумкой изданный DVD с книжкой-раскладушкой внутри — правда, текст в буклете сводится в основном к заклинаниям пресс-релизного толка, а на фотографии публики самым счастливым зрителем выглядит генеральный директор "Мистерии рекордс". Ну, собственно, понятно, что может получить покупатель видеозаписи концерта Лепса в СК "Олимпийский" - и он это получает в лучшем виде, деньги на любимые песни не будут потрачены зря. Но диск интересен далеко не только этим.
Многие годы эстрадный артист был для населения эталоном хорошего вкуса — в одежде, поведении, да в чем угодно. Муслим Магомаев, Сергей Захаров, Лев Лещенко хорошо пели, выглядели, как боги, держались с достоинством. Если кто-то в быту начинал элегантно одеваться, его тут же насмешливо обзывали "артистом". Для населения поход "в концерт" был актом приобщения к культуре, даже к Культуре. А те, кто мечтал оказаться по той стороне кулис, должен был в качестве аксиомы принять эти поведенческие устои и придерживаться их не только на сцене, но и в жизни: посмотрите на Лещенко с его вечной мудрой улыбкой и выверенными жестами.
Теперь посмотрим на Григория Викторовича Лепсверидзе 47 (на момент съемки) лет от роду — DVD для этого даже удобнее, чем личный визит на концерт, где не всегда хорошо видно. Условно элегантная одежда сидит на нем так, будто он в ней только что спал. На лице — дурацкие очки, как у кота Базилио. Внешность стремная. Прическа в стиле "шансон". В правой руке, как правило, микрофон, а левую девать особо некуда, поэтому артист держит ее в левом ухе. От сценических движений Лепса должны испытывать глубокие моральные переживания любые оказавшиеся у телевизора хореографы: местами жестикуляция очень уж напоминает нервные конвульсии, а импровизированный жонгляж микрофоном заставляет думать о Григории как о выпускнике секретной школы вокалистов-паралитиков. Странная манера общения с залом: "Вообще я редко бываю здоровым"; "Подарок с Украины? Большое спасибо, Украина, газа все равно не будет". Словом, не зря один давний заголовок на ленте новостей InterMedia гласил: "Григорий Лепс не был пьян, он просто такой человек".
За спиной вокалиста весь концерт маячит любимец девушек и операторов, гитарист Денис Катасонов. За ним тоже интересно понаблюдать. Музыкант принимает характерные для гитаристов героические позы, и непонятно — это часть отрепетированного шоу или искреннее плавание по волнам музыки? В прежние годы рокер, уходящий в сопровождающий состав к условному Юрию Антонову, вызывал у коллег сожаление: мол, понятно, денег хочется, но как же можно предавать рок в угоду филармонической эстраде? Глядя на Катасонова, на вид похожего на футболиста молодежной сборной, совсем не думаешь уже о каком-то предательстве ради теплого местечка. Потому что вполне может быть, что работа в живом коллективе одного из лучших вокалистов страны — и есть вершина профессиональных амбиций гитариста, который у Лепса может давать такого рока, какой не найдешь у иных идейных инди-музыкантов.
Когда-то в рецензиях я переживал, что талантливый певец Лепс, справившийся с алкоголизмом и вышедший из сочинских ресторанов на большую эстраду, все время оказывается между жанров и тусовок: и не шансон вроде, и не блюз-рок, и песни вроде недостаточно хитовые. Дальнейшее развитие событий (и этот DVD) лишний раз доказали справедливость формулы о прогибании под изменчивый мир. Лепс шел своим путем, не торопился приникать ни к каким стаям — и теперь уже не надо толкать его к каким-то жанрам, осталось придумать определение его собственному. Это история о том, как талант, харизма и упрямство способны менять мир вокруг. Это поучительная история для тех, кто пытается попасть в формат и за чередой компромиссов полностью теряет себя. Кстати, не исключено, что эти податливые любители компромиссов постараются вскочить на подножку уходящего трамвая и вот-вот начнут, подобно трендмейкеру Григорию Лепсу, на концертах дергаться, орать, ковырять в ухе и шутить невпопад. Да еще будут удивляться, почему это "Олимпийский" на них не собирается.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia