Раймонд Паулс: "Номерной знак моего автомобиля RP-62 обозначает инициалы и год, когда я бросил пить"
"Оказавшись под сильным впечатлением после прочтения книги Артура Куберта "Паганини", мой отец, наверное, решил, что я должен научиться играть на скрипке. Он купил скрипку и определил меня в детский садик при Рижском музыкальном институте. Однако там папу ожидало разочарование. Педагоги сказали, что играть на скрипке я вряд ли смогу - рука не та. То ли пальцы коротки, то ли "захват" не такой, как нужно. В 1943 году, когда я пошел в школу, отец принял решение отправить семью в село Видрижи, подальше от бомбежек. Там я учился в местной школе, а в десять лет по настоянию папы поступил в специальную музыкальную школу имени Эмиля Дарзиня при Латвийской государственной консерватории по классу фортепиано. И опять у меня были недоразумения с рукой. Вот этот длинный шрам на указательном пальце правой руки (демонстрирует отметину) - следы шалостей с патронами в первый послевоенный год. Тогда я чуть пальца не лишился. Уже в 15 лет меня пригласили во взрослый джаз-бэнд. Когда нужно было играть в ресторане, отцу оставляли расписку: "Взяли Раймонда. Вернем утром". Так у меня, совсем еще юнца, появились карманные деньги и первый опыт хмельных пирушек. Позже именно этой моей слабостью пользовались заказчики, чтобы получить нужную им композицию в срок. Например, снимая фильм "Три плюс два", меня закрыли в гостиничном номере, поставили ящик водки и сказали: "Работай!" Хотя музыку к картине написал Андрей Волконский, а я выступил аранжировщиком, в титрах фильма значусь как соавтор музыки. Правда, тогда мое имя вряд ли могло кого-то впечатлить. Я был обычным ресторанным музыкантом. В этом году исполняется шестьдесят лет моего пребывания на сцене".
(О БРАКЕ СО СВЕТЛАНОЙ ЕПИФАНОВОЙ)
"Скоро будет полвека. Для творческих людей это настоящий рекорд. Многие считают меня ненормальным и даже больным. Однако мне безразлично, что думают другие. Я ценю преданность, красоту и ум Ланы. Она и сейчас стильно одевается. Мы нашли оптимальную форму общения друг с другом. То, что наш брак сохранен, заслуга супруги. Лана была со мной в горе и радости, осталась и тогда, когда я был болен, и все меня покинули..."
(КАК БРОСИЛ ПИТЬ)
"В молодости работа захлестывала с головой. Но затем ее фактически не было: каждые две-три недели случался запой. Из-за этого меня множество раз увольняли, но потом снова брали на работу, поскольку во мне было "что-то неповторимое". Помнится, гастролируя в Москве, однажды поздно вечером мы с известным эстонским дирижером Эри Класом отправились из номера гостиницы в ресторан прямо в пижамах. Там нас приняли за иностранцев и продали навынос вожделенную бутылку водки, что тогда категорически запрещалось. Увидев свою новорожденную дочь Анетту, я заплакал и пообещал себе больше не касаться рюмки. Но дать слово проще, чем сдержать его. Месяц пролежал в больнице, хотя излечился не с помощью медицинских препаратов. Увидев, в какую жуткую компанию алкоголиков попал, был просто шокирован. Почему я среди них, а не на сцене, не в студии? Если бы тогда не завязал с выпивкой, давно был бы уничтожен и морально, и физически. А Лана поддержала меня, дала понять, насколько сильно она любит. Поверьте, это дорогого стоит. Спустя 35 лет у меня появился служебный "Шевроле", номерной знак которого всех приводил в полнейшее недоумение: RP-62. На самом деле все очень просто - это мои инициалы и год, когда бросил пить. С тех пор не пригубил даже пива".
(КАКИЕ КАЧЕСТВА БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦЕНИТ В ЖЕНЩИНЕ)
"Мудрость. У нас с Ланой никогда не было серьезных конфликтов. Конечно, ссорились, но по мелочам. Из-за работы я бываю нервным, но жена умеет этого не замечать. Люблю дурацкие фильмы, боевики. Она же предпочитает умные интеллектуальные ленты. По этой причине иногда ругаемся. Не скрою, приятно смотреть на хорошо одетую стильную женщину. Но после первых минут любования хочется узнать о ее умственных способностях. Бывает, через несколько минут общения вся красота сразу испаряется. Лана же - моя муза. Многие десятилетия на концертах исполнял мелодию своей любви - одну из первых песен Гершвина. Когда играю эту вещь, мне кажется, что нахожусь в Одессе".
(МОЖЕТ ЛИ МУЗЫКАНТ В ЛАТВИИ ЗАРАБОТАТЬ
НА БЕЗБЕДНУЮ ЖИЗНЬ)
"Это невозможно, поскольку у нас мало городов, концертных залов. Купить билет на концерт хорошего исполнителя может далеко не каждый ценитель музыки. Что до меня, я удовлетворен заказами и гонорарами, которые получаю. Неплохо платят за концерты в России. Не так давно вышел новый альбом на стихи Андрея Вознесенского. Искренне сожалею о смерти своего друга, который является видной фигурой не только в российской, но и мировой культуре. Общение с Андреем значило для меня очень много. Как и с Евгением Евтушенко. Отношения с выдающимися людьми являются стимулом для творчества. Понимаешь: тебе расти и расти, чтобы встать с ними рядом".
(О ПЕСНЕ "МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ")
"История этой песни довольно интересна. Ведь изначально она была совсем не о бедном художнике. В латышском варианте стихов красивые слова, но ничего про миллион роз не говорилось. Речь шла о девочке, которой мама пела в детстве песенку, а потом эта девочка пела то же своей дочке. Андрей Вознесенский написал русскую версию. Как показало время, очень хорошую. Правда, Алла Пугачева поначалу отказывалась: "Я это петь не буду! Что вы мне подсовываете?" Алла - барышня капризная. "Миллион алых роз" покорил не только весь Советский Союз, но и дальнее зарубежье. Меня благодаря этой песне пригласили в Японию. Одна из газет оплатила дорогу. Прием был на высочайшем уровне. Мне говорили, что мелодия чисто японская, и кланялись, узнав, что я автор. Песня и сейчас включена в репертуар всех караоке Японии".
(ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ПУГАЧЕВОЙ)
"Вообще-то у меня нет друзей. Я бы не сказал, что с Аллой у нас плохие отношения, просто временами их нет. Но я многократно говорил, что Пугачева - настоящий профессионал. На сцене она королева. По-прежнему восхищаюсь ею как певицей. Но иногда в ней есть что-то наигранное. Пугачева любит быть такой вот русской боярыней, которой все позволено".
(ПИШЕТ ЛИ НОВЫЕ ПЕСНИ ДЛЯ ЛАЙМЫ ВАЙКУЛЕ)
"Раньше мы часто встречались, у нас были совместные выступления. Теперь у меня своя жизнь, у них - своя. Встречаемся летом на "Новой волне", на важных мероприятиях. Поговорим как пожилые люди о своих детях, внуках, о радостях и невезениях. Иногда, когда на Лайму что-то находит, она способна растормошить даже такого ленивого и сомневающегося человека, как я".
(ОБ УХОДЯЩЕМ ВРЕМЕНИ)
"Даже у гениальных людей бывали периоды, когда они отходили от творчества. Я не могу постоянно создавать шлягеры. Рад, что еще держусь. Ведь есть много композиторов и исполнителей, которых можно назвать "сезонными". Посмотрите на российскую эстраду. Что бы ни говорили про молодежь, мы все равно возвращаемся к Пугачевой, Леонтьеву, Кобзону".
(О ВОЗРАСТЕ)
"У многих творческих людей в моем возрасте начинается другая молодость, они разводятся, ищут новых жен. Я не из их числа".
(О ЛЮБИМЫХ МЕЛОДИЯХ)
"Наверное, это мелодия из фильма "Долгая дорога в дюнах", ставшая моей визитной карточкой. Еще из фильма "Театр". Можно упомянуть и "Листья желтые" - отблеск счастливого периода в жизни".
(ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ)
"Быть здоровым и делать то, что нравится. Пока мне в этом везет. Впрочем, в моем возрасте каждый день счастье..."
("Факты и комментарии", 11.01.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)