"Тайм-Аут" - "Капуста" ***
Петросяну повезло: к его юмору привыкло так много россиян, что у Евгения Ваганыча и на старости лет поклонников хватает. Старательно выпученные глаза и шутки про тещу и про Блина Клинтона их все еще смешат: вот они, радости массовой популярности, позволяющей, не производя ничего нового, оставаться на престижных позициях в селебрити-рейтинге Forbes. Производителям юмора немассового, культового - гораздо сложнее. Понимающих не вполне очевидные шутки всегда меньше, чем гогочущих над поскользнувшимся на банановой кожуре. Да и стареть вместе с "эксклюзивными" юмористами публика зачастую не желает. "Телеги" про "зопуха" и "Жому Гопову" в исполнении взрослых дядек начинают вызывать неловкость за этих самых дядек, да и тема тещи, как ни крути, с возрастом становится для человека актуальнее темы квачей.
Группа "Тайм-Аут", которую по ее личной просьбе мы долгое время именовали не иначе как "ансамбль мотологической музыки", прославилась в первую очередь своей мотологической доктриной. О, это было время славной шизы! Грубовато-абсурдная мифология искренне радовала как ее создателей со сложными псевдонимами, так и посвященную публику. Все главные хиты "Тайм-Аута" отличались отменным налетом бреда — взять хотя бы "іхан Палыча", "Сумочку-нору" и "Где-то за лесом кактус гниет". Не будем, конечно, списывать со счетов энергичное исполнение, способствующее образованию в зрительном зале диких хороводов, - однако знакомые с концепцией группы зрители хороводились активнее и крутили фонарики полчаса.
Шли годы, бурь порыв мятежный развеял прежние мечты… Адресатом "мотологического" юмора по идее могло стать новое поколение, но у молодежи другие кумиры и другие каноны "ржаки". Грубоватость сменилась откровенной матерщиной, а гораздо лучше тонкого абсурда "хиляют" шутки про жопу. Лидер "Тайм-Аута" Александр Минаев не мог этого не замечать, да и оставаться в прежнем амплуа для солидных мужчин было бы как-то странно. В результате после долгого перерыва группа, слегка сменив состав и добавив в аранжировки аккордеон, выпустила новый альбом, в котором постаралась учесть эти соображения и, не изменяя себе, как-то актуализироваться. Только песня "Ночь-Луна" попала на "Наше радио", явив собой достойный образец синтеза музыки и фишечек, главной из которых стал рефрен "пурлупупурупупу". В альбом также вошли давно известные песни "Весна" и "Жертвы научной фантастики" вернувшегося в коллектив Сергея Степанова. Впечатления от большинства остальных вещей можно сформулировать как либо совершенно невнятные, либо "но уже не то". Заглавную песню портит как ожидание, когда же будет смешно, так и совсем не куртуазный припев "без тебя нам уже э-э-э". В композиции "По барабану" куплеты представляют собой рэп, но опять-таки менее остроумный, чем хотелось бы слышать от "Тайм-Аута". В "Я буду там" в творчестве группы появляются неожиданные фолковые мотивы. Трек с многообещающим названием "Рок играть — не трусами махать" оказался прямолинейно-скучным рок-манифестом. В песне "Люди как люди" Александр Минаев пробует сыграть на поляне Сергея Шнурова, но если рефрен "а я с утра за столиком с другом-алкоголиком" не убеждает, то строчку "строят карьеры - метят в президенты или даже в премьеры" можно признать удачей. "Раз, 2, 3" и "Никто меня не любит" похожи на мостики от бывшего "Тайм-Аута" к будущему, но они не обойдутся без штампа "только для фэнов". "Мороженое" исполняется от лица мороженого, которое ест красавица, и несет выраженный эротический подтекст — увы, опять неубедительно. Песня "Гуттаперчевая" про резиновую женщину получилась интереснее, но вопрос, насколько эта тема соответствует культурным запросам публики "Тайм-Аута", остается открытым.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia