Дмитрий Маликов: "Я по духу не лицедей, а создатель музыкального контента"
"Возможно, с годами он будет усиливаться, но я найду новые формы для своего песенного творчества. Я взрослею, беру более серьезные темы, думаю о более проникновенных стихах, в песнях становится больше смысла. Это сбалансирует ситуацию".
(НРАВИТСЯ ЛИ ЕМУ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ)
"Невозможно заниматься творческой работой, не любя ее. Просто не получится. Продюсерские проекты быстро пропадают из вида, если у исполнителя нет таланта. Цель продюсерского проекта — отбить вложенные средства и заработать. В моем случае это форма моей жизни. Безусловно, я экономически независимый человек, живу нормальной полноценной жизнью. Я не суперсостоятелен, но обеспечиваю свою семью и даю работу большому количеству людей. И при этом занимаюсь любимым делом. В песенном жанре очень большая конкуренция, и публику всегда привлекают новые свежие лица. Устоявшимся артистам сложнее удивлять, поэтому многие начинают зарабатывать на эксплуатации старых хитов, а с творчеством фактически заканчивают. Я бы не хотел становиться ретро-музыкантом, хотя по количеству лет на сцене им вроде бы как уже являюсь. Но я рано начал, мне 40 лет и есть куда двигаться. Синтетический жанр на стыке классики и поп-музыки, который у меня начал выкристаллизовываться, невозможен без западной составляющей: производство, продакшн… Популярность такой музыки в России пока ограничена".
(О КОММЕРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОЕКТА "ПИАНОМАНИЯ")
"Это окупается в двух случаях: если поддерживается спонсорами или востребовано в других странах. В России я столкнулся с тем, что зрители в других городах не очень понимали, на что пришли: у меня создалось ощущение, что они шли на песни Дмитрия Маликова, а к двухчасовой инструментальной программе были не вполне готовы. Сейчас я езжу по стране с концертами под названием "Проникая в сердце", где исполняю лучшие песни за 20 лет, а треть программы отдано инструментальной музыке. И эта форма очень хорошо принимается: если бы я только пел, это было бы скучно, а если бы только играл — неполноценно".
(НЕТ ЛИ ПРОБЛЕМЫ В ТОМ, ЧТО ЕГО ВОСПРИНИМАЮТ КАК ПОП-ПЕВЦА)
"Это является проблемой для продвижения моей инструментальной музыки. Для меня же это — естественно. Я горжусь тем, что у меня такая армия поклонников".
(ПОЧЕМУ С ЕГО ИМЕНЕМ НЕ СВЯЗАНЫ СКАНДАЛЫ)
"Я не даю "желтой прессе" поводов. Я не идеальный человек, но этим изданиям, похоже, не очень интересен в качестве персонажа и объекта для расследований".
(О СЕТЕВОМ ОБЩЕНИИ)
"Я сам пишу в Твиттер и веду блог. Сбывается пророчество Энди Уорхола, что в ХХI веке каждый будет знаменит 15 минут. Время гиперзвезд прошло — популярные исполнители должны быть ближе к своей аудитории. Технологии двигают нас к этому, меняются формы доставки музыки. Я считаю, что за интернетом будущее, и хочу активно использовать его для продвижения. Успех артиста во многом будет зависеть от того, есть ли у него обширная фэн-база в сети, а обычные средства информации и рекламы будут дробиться и эту прямую связь между артистом и аудиторией установить уже не смогут. Уже сейчас есть концерты, организованные по запросу группы поклонников "Вконтакте" или в Фейсбуке: зрители гарантируют, что соберут тысячный зал, промоутеры привозят им артиста — музыкант и фэны счастливы, а организаторы экономят на рекламе".
(О ПРОИСХОДЯЩЕМ В ШОУ-БИЗНЕСЕ)
"Я считаю, что шоу-бизнес уже меняется, поп-музыка переживает большой кризисный момент, и на первый план выходят песни с содержанием, которое волнует людей. Я хочу тоже быть актуальным в этом отношении, поэтому ищу слова. Мне интереснее показывать свои проекты, а на участие в телевизионных проектах я соглашаюсь, только если это не идет в разрез с моими принципами. Я не люблю, когда артисты начинают заниматься не своим делом. Это интересно публике и телевидению, но лично мне не интересно. Лучше я напишу музыку для фигурного катания или для кино, чем сам пойду кататься. Видимо, я по духу не лицедей, а создатель музыкального контента. На телевидение, конечно, чаще приглашают со старыми хитами, но мы бьемся, чтобы показать и новые вещи".
(ДОЛЖЕН ЛИ АРТИСТ ВЫРАЖАТЬ СВОЮ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ)
"Каждый решает сам. Если есть гражданская позиция, то надо ее выражать. У меня, если честно, не часто спрашивают про Химкинский лес — видимо, воспринимают в первую очередь как лирического певца, далекого от политики. Я не могу сказать, что я далек или близок к политике, но как любой нормальный человек, читаю интернет, новости, переживаю, расстраиваюсь. Вот сегодня я прочитал статью о проблеме занятости населения в маленьких городах. Меня это взволновало: есть реальная угроза, что безработица будет расти. Наша власть пытается обратить внимание на инновации, потому что рано или поздно нефть либо закончится, либо упадет в цене. Билл Гейтс тратит миллиарды на разработку нового топлива и рано или поздно что-то придумает, чтобы не зависеть от нефти. Я не думаю, что у нас много времени, максимум двадцать лет. А что дальше? У нас огромная страна и население, которое не очень образованно, не очень любит работать, и как оно будет кормить себя без нефти? Я не могу об этом не тревожиться, это моя страна".
(ХОТЕЛ ЛИ КОГДА-НИБУДЬ УЕХАТЬ ИЗ РОССИИ)
"Нет, у меня нет за границей никакой недвижимости. Я арендую на лето домик в Италии, потому что там тепло, море, и это нравится моей семье. Я верю в Россию и в предсказания, что даже в случае конца света в районе Урала земля будет стоять. Я русский человек, я родился в Москве, меня здесь любят. Мне хочется быть артистом, которого знают во всем мире, но это не является главной целью. Если моя инструментальная музыка станет популярной везде, мне, наверно, придется проводить больше времени на Западе, но это не будет эмиграцией. Те же Спиваков, Башмет, Гергиев, Темирканов много работают за рубежом и живут большей частью в самолетах. Я не такой активный трудоголик, потому что я еще и сочиняю, а для этого нужны концентрация и покой, который есть дома. К тому же благодаря интернету границы стираются. Чтобы предложить свою музыку, достаточно отправить ссылку на свой клип или трек. Это дает огромные возможности".
(КАК ВИДИТ СВОЮ КАРЬЕРУ В БУДУЩЕМ)
"Если честно, на самом деле все идет, как идет. Когда меня спрашивают, чего я хочу добиться к 50 годам, не приходит ничего в голову, кроме как получить "Грэмми" за музыку к какому-нибудь фильму. В принципе, мое тщеславие как артиста удовлетворено, а загадывать что-то на будущее трудно и даже опасно. Нужно честно работать и стараться оставить после себя хороший след".
("Новые известия", 21.01.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)