Евгений Хавтан: "От "Васи" меня уже тошнит"
"Я очень хорошо отношусь к Мише Борзыкину. Собственно говоря, это не моя музыка, я не очень-то ее понимаю и в ней разбираюсь, но Миша как человек со своей социальной позицией мне очень симпатичен. Он много лет занимается одним и тем же. К тому же у Миши есть своя позиция, что большая редкость для музыканта сегодня. Всем известно, чем занимаются нынешние рок-музыканты, поэтому Миша мне симпатичен. Мы с ними выступали. "Браво", "Звуки Му" и "Телевизор" ездили в Италию на рок-фестиваль, где играли, а потом замечательно провели время. Это было 20 лет назад".
(БЫЛО ЛИ ИСКУШЕНИЕ ПОМЕНЯТЬ СТИЛИСТИКУ ГРУППЫ "БРАВО" В УГОДУ КОНЪЮНКТУРЕ)
"Мне очень хочется увеличить количество наших зрителей. Это здорово, когда у тебя появляются какие-то новые поклонники, ты можешь их заполучить. Но для меня небезразлично, каким путем ты этого добиваешься. Мне кажется, если бы я даже захотел сделать какие-то реверансы, у меня бы это вряд ли получилось. Я не знаю, что такое коммерческая и некоммерческая музыка, я не очень сильно в этом разбираюсь. Кроме того, мне важна внутренняя гармония между мной и тем, что я делаю. Я занимаюсь одним и тем же 20 с лишним лет. Какой-то шаг вправо или влево делать бы не хотелось. Изменения у нас происходят естественным образом. А какие могут быть еще пути увеличения аудитории? Например, попадание в таблоид. Ты должен как можно больше сверкать своей физиономией в телевизоре, как можно чаще мелькать на обложках журналов. Ни того, ни другого я не делаю, хотя мне часто звонят разные журналы с просьбами снять меня в интерьере дома вместе с семьей. Сейчас они уже прекратили это делать, потому что я им отказываю. На телевидении мы тоже снимаемся очень выборочно. Соглашаемся обычно тогда, когда нам дают сыграть в эфире вживую и задают какие-то содержательные вопросы. А в программах про здоровье, кошек и собак я никогда не участвую, потому что к творчеству это не имеет никакого отношения".
(О НОВЫХ ПЕСНЯХ)
"Сейчас у нас получается такая интересная штука, когда в группе возникло свежее дыхание. У нас сейчас появился музыкант, который играет на контрабасе, об этом я мечтал еще с 80-х годов. Наш первый бас-гитарист Тимур Муртузаев играл на контрабасе, но мы изредка пользовались этим. Потом как-то уже не получалось, а тут появился очень хороший музыкант, с которым мы переаранжировали наши старые песни и довели до ума новые. В последние полгода я плотно сижу на фолк-музыке, кантри и т.п. Этот жанр сейчас жутко популярен, я слушаю все то новое, что в нем появляется: Mumford And Sons, Florence And Machine и др. Не так обязательно, что мы будем играть точно такую же музыку, но эти имена мне очень близки".
(О ПРИЧИНАХ УХОДА БАС-ГИТАРИСТА ДМИТРИЯ АШМАНА)
"Когда было принято решение, что мы расстаемся с Димой, мы договорились не давать никаких комментариев по этому поводу. Единственное, что я могу сказать, никаких скандалов, дележа и чего-то подобного у нас не было и не будет. Возможно, через 5-6 лет я расскажу об истинной причине нашего расхождения. Дима — отличный парень. Он был очень ценным участником нашего коллектива и очень много сделал для группы, за что я ему безмерно благодарен".
(О НОВОМ БАСИСТЕ)
"Зовут его Михаил Грачев - крепкий, профессиональный музыкант, переигравший во множестве различных групп и кавер-команд. У него хорошее музыкальное образование за спиной, он отлично играет на контрабасе и на бас-гитаре. Все остальное надо уже слушать и смотреть непосредственно на концертах. С приходом нового человека в группу всегда происходят какие-то изменения в подаче и звучании. Сейчас мы занимаемся тем, что готовим новый альбом, у нас очень большое количество концертов".
(ОБ АКУСТИЧЕСКИХ КОНЦЕРТАХ)
"Многие песни мы переделали. Допустим, "Дорога в облака" звучит теперь без ударной установки, но зато там есть бочка и ложки. Песня "За окном рассвет" играется с кахуном. Он похож на почтовый ящик, с помощью него испанцы играют фламенко. Поскольку наш мультиинструменталист Саша Степаненко играет практически на всем, в последний год он усиленно занимается на стил-гитаре, которую мы тоже используем в акустической программе. Основная задача была сыграть эти песни так, как они могли бы прозвучать где-нибудь на улице без применения электроинструментов".
(О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ЛИДЕРОМ "ТАРАКАНОВ" ДМИТРИЕМ СПИРИНЫМ)
"Я работаю с теми людьми, которые мне интересны как люди, с которыми меня связывают какие-то человеческие отношения. Для меня это не просто какая-то заказная работа. Диму Спирина я знаю очень давно, он сочинил несколько текстов для нас. Его песня "Плохой. Хороший. Злой" изначально была сделана им для группы "Тараканы!", они ее даже играли на концертах. Потом Дима мне сказал, что ему не нравится, как она у них звучит, а мне понравилась идея ковбойской песни, я попросил текст себе. Текст лежал у меня достаточно долго, но в какой-то момент я взял гитару и под слова подобрал музыку. Обычно я делаю все наоборот. Еще одна красивая и лирическая песня Сида "Между Севером и Востоком". Она похожа на баллады, но очень красивая. Я думаю, что после этой песни многие (в том числе и поклонники Димы) посмотрят на него с другой стороны. Он - очень талантливый человек и очень хороший музыкант. К сожалению, мы живем в таком мире, где к каждому из нас приклеивают какое-то клише. Нам в свое время навесили ярлык романтиков. Какие мы романтики? То же самое и с Димой. Многие считают его отвязным панк-музыкантом, который уже давно должен был помереть в том же возрасте, в каком умер Сид Вишез. Конечно, это говорит об узколобости поклонников. Дима намного интереснее и шире тех представлений, которые о нем имеет часть его почитателей. Думаю, он может играть любую музыку, что и делает. Он прекрасно ориентируется в новой волне, хорошо разбирается в какой-то олдскульной музыке. Так что с Димой мне всегда очень приятно общаться".
(О "ТОЧКЕ СБОРКИ" НОВОГО АЛЬБОМА)
"Я только-только сейчас нащупываю ее. Думаю, что возвращение к корням, с чего мы начинали, с чего начинали все группы, будет этой самой точкой. К чему, наверное, вернулась группа Duran Duran, выпустив свой последний альбом в духе старых записей. Все возвращаются, стоит попробовать и нам. 70% готово. Технология работы такова, что мы записываем это у меня в домашней студии, потом это отправляется в Лондон, редактируется и возвращается сюда. То есть такой многоэтапный процесс, он займет еще некоторое время. Очень надеюсь, что к началу лета альбом будет готов".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ВЫПУСТИТЬ ВИНИЛОВЫЙ ДИСК)
"Это было бы очень хорошо, я думаю о такой пластинке и очень ее хочу. Но все упирается в вопрос, что издателям это не особо выгодно. Людей, у которых есть хорошие виниловые проигрыватели, достаточно мало, поэтому это будет подарком для друзей. Для тех, кто в этом что-то смыслит, это ценный подарок. Но основной потребитель в этом, к сожалению, мало разбирается. Если мы винил выпустим, то лишь небольшим тиражом, чтобы раздать друзьям. Это не бизнес".
(ПОЧЕМУ ПЕРЕСТАЛИ ИГРАТЬ "ВАСЮ")
"От "Васи" и еще нескольких подобных песен меня уже слегка подташнивало. Это не значит, что она плохая. Такое бывает у каждого артиста. Песня "Вася" мне по-своему дорога, но я не могу ее играть в больших количествах".
(ПОЧЕМУ ТАКИЕ БОЛЬШИЕ ИНТЕРВАЛЫ МЕЖДУ РЕЛИЗАМИ)
"Основная причина — лень. Другая причина — непонимание, куда двигаться дальше, и застой, который бывает у каждой группы. Некое время у нас был какой-то ступор. Сейчас это, слава богу, позади. Все горизонты мне ясны, поэтому будем двигаться вперед. У меня бывает периодически некий тормоз, но потом опять идет толчок вперед. Альбома не было именно по этой причине. Нас долгое время болтало из стороны в сторону. Сейчас я лучше слышу, каким будет наш новый альбом".
(О НЕСООТВЕТСТВИИ ГРУППЫ "БРАВО" ВРЕМЕНИ)
"Года 3-4 назад мне тоже показалось, что наши песни не соответствуют времени, что они не совсем актуальны, потому что чересчур мягкие. А потом я подумал:"А идите все на фиг, это именно то, что нужно сейчас людям". То, что я вижу по телевизору и вокруг меня, — это чернуха и депрессуха. А молодежь, которая видит этот фон, чаще всего и отражает его в своих песнях. Поэтому и музыка такова. Хотя не вся молодежь такова. Я знаю группы, которые являются счастливым исключением из правила. Некоторые из них играют у нас на разогреве. Кроме того, могу выделить Billy’s Band, у них такая светлая алкогольная тоска, что близко нашему народу. Еще мне нравится киевская команда "Руки в брюки", это лучшее, что я слышал в рокабилльном жанре за последние лет 15! Они играют авторскую музыку, не копируя в очередной раз Элвиса Пресли или Чака Берри, поют на русском языке с очень прикольными текстами, очень хорошо выглядят. Они — по-настоящему сумасшедшие для этой музыки ребята. Но хороших новых ансамблей и идей катастрофически мало. Это не брюзжание, это действительно так".
(Km.ru, 03.03.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)