Константин Меладзе: "Любят нас практически ни за что"
"Мне было лет шесть, мы жили в поселке под Батуми, и по выходным у нас в кинотеатре устраивались детские дневные сеансы. Как-то раз я попал на фильм "Полонез Огиньского" о войне, о мальчике, который очень хорошо играл на скрипке. В голове у меня случился взрыв, весь мир изменился в одночасье — я подумал, почему бы и мне так не играть? Попросил маму купить скрипку и отдать меня в музыкальную школу. Первые звуки, которые издала свежекупленная скрипка, вызвали во мне глубочайшее разочарование. Но мама сказала: "Ты сам этого захотел, так что занимайся и когда-нибудь будешь играть, как тот мальчик. Какой-то особенной силы воли в 8—9 лет у меня, конечно, не было. Поэтому отлынивал, как мог: и струны резал, и ронял скрипку, и всячески избегал занятий. Мне реально было некомфортно в музыкальной школе — в пример всегда ставили других, а со мной занимались по остаточному принципу. И очень скоро я уверовал, что бездарен. Все изменилось ближе к выпускному классу. Во-первых, я поехал на школьные каникулы в Москву, и двоюродная сестра Наташа дала мне послушать разные модные группы — Uriah Heep, Deep Purple и т.д. И крыша у меня, конечно, поехала абсолютно. Я мгновенно запомнил все песни и по приезде к себе в Батуми подобрал их на слух. Мы с Валерой начали все это играть в четыре руки. Во-вторых, в музыкальную школу пришла новая преподавательница фортепиано — практикантка, поэтому разница в возрасте у нас была минимальная. Она посмотрела на меня, малообщительного заикающегося мальчика, и предложила нестандартный подход к обучению. "Тебе Бах нравится?" — спросила она. "Да нет", — говорю. "А Моцарт?" — "Тоже". — "А Бетховен?" — "Ну, нравится вроде". И мы выбрали с ней самое непротивное для меня произведение. В конце концов она поняла, что сама атмосфера музыкальной школы давит на меня, и перевела занятия к себе домой. Тем более что жил я по соседству. То, что играла мне новая учительница, производило на меня фантастическое впечатление. Удивительным образом выяснилось, что я вовсе не бездарен. И буквально за какой-то год я настолько погрузился в мир музыки, что уже не мог без нее жить".
(ЗАЧЕМ ПОСТУПИЛ В КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ)
"У нас в рабочем поселке под Батуми никто и представить не мог, что музыка может быть профессией. У меня в роду все были инженеры, и мне была прямая дорога идти по стопам родителей. Мама сказала, чтобы я поступил в медицинский. Я попытался, не поступил, пошел работать на кораблестроительный завод. Оттуда уже поехал в Николаевский кораблестроительный институт, поступил, и все — уехав из Батуми, я словно очнулся ото сна! Начал хорошо учиться, на третьем курсе меня пригласили в студенческий ансамбль, и пошло-поехало".
(О ПЕРВОМ УСПЕХЕ)
"В первый раз я реально понял, что моя музыка может иметь успех у публики, году примерно в 86-м. До этого мы играли с товарищами по ансамблю жуткий арт-рок — песни по 9 минут, без тональностей, куплетов и припевов, похожие на ранний Genesis или Yes. Естественно, никто в Николаеве не понимал наших порывов. Люди в тишине смотрели, как мы выделываем что-то на сцене, и мы уходили за кулисы под звук собственных каблуков. Когда я понял, что испытывать терпение публики больше нет никакой возможности, то предложил исполнить песню, которая называлась "Красная черта". Мы сыграли ее на очередном институтском вечере скорее для проформы. И вдруг в зале поднялся жуткий гвалт. Нам никому даже в голову не пришло, что такая реакция зала может означать успех. Быстро собрали инструменты и отправились за кулисы, где нас уже ждал директор клуба. "Вы куда бежите, — закричал он. — Обратно давайте! Играйте еще, иначе зрители разнесут нам весь зал". И тут до нас доперло! Мы играли эту песню еще раз пять, потому что нас никак не отпускали со сцены. А на следующий день все в институте напевали "Красную черту". К новогоднему вечеру я написал еще одну песню — "Старый год", потом еще одну, потом еще. Мы репетировали по пять часов в день пять раз в неделю и были уверены, что успех обрушится на нас вот-вот. В 1988 году в нашей гримерке на магнитофон записали альбом, который попал в руки Анатолию Дейнеге, барабанщику группы "Диалог" Кима Брейтбурга. В те годы это была очень крутая группа, она гастролировала по Западной Европе. Через два дня Анатолий позвонил и сказал: "У нас сейчас концерт в Кривом Роге, покупайте билеты и срочно приезжайте". Мы гастролировали с "Диалогом" два года, пока не развалился Советский Союз. И тогда мы вернулись в Николаев".
(ПОЧЕМУ РЕШИЛ СОЗДАТЬ "ВИА ГРУ")
"Просто к тому времени я уже почти 15 лет писал только для одного Валеры и понял, что начинаю иссякать. Мне нужно было отвлечься и поработать в другом жанре. Из тех же самых соображений я стал писать песни для телемюзиклов. "Сорочинская ярмарка", "Золушка" и "Вечера на хуторе близ Диканьки" — это был интересный эксперимент. И "Фабрика звезд", и разные телевизионные проекты, которые я делал на Украине. Все это, безусловно, помогает не разлюбить музыку в целом. У меня до сих пор столько работы, что с трудом находится время не семью и прочие радости жизни".
(О ЖЕНЕ)
"Есть песни, которые я тоже писал специально для жены, и есть среди них очень известные. Но я не хотел бы называть, какие именно. Мы, кстати, познакомились с Яной и поженились, когда я был еще начинающим музыкантом. Нас с Валерой знали только в Николаеве. Мы жили в общежитии, были бедны, и перспективы на обогащение казались весьма сомнительными. Выглядел я довольно странно для первого знакомства: словно пыльным мешком пришибленный, в каком-то итальянском пальто за 20 долларов в зимнюю стужу, c лихорадочным взглядом. Яне сказали: "Как, ты его не знаешь? Его все в городе знают!" А она ответила: "Никогда не слышала". И мне это очень понравилось, потому что она оценила во мне не музыканта, а человека".
(КАК ПРИХОДИТ ВДОХНОВЕНИЕ)
"По-разному бывает. Чаще всего это смесь эмоций и ремесленных навыков. Часто бывает, что импульсом к созданию песни служит какая-то мелкая жизненная ситуация, впечатление от фильма, утреннее настроение... Я написал столько песен, что все они не могут основываться на автобиографических событиях. Я столько влюбляться не способен. Другое дело, что приходится для вдохновения доводить себя до определенного состояния, стимулировать вдохновение".
(СТРАДАЮТ ЛИ ДОМАШНИЕ ОТ ЕГО РАБОТЫ)
"К сожалению. Потому что в этот момент я нахожусь в совершенно другом мире. Каждый раз, когда прихожу из студии домой, мне нужно некоторое время, чтобы прийти в себя. Часок-другой я сижу абсолютно отстраненно и плохо реагирую на внешние раздражители".
(О СВОЕМ ГЛАВНОМ ДОСТИЖЕНИИ)
"Много лет назад я хотел, чтобы мои песни были любимы в масштабах страны, и сейчас некоторое количество таких песен есть. Я дал жизнь новым артистам, которые успешно выступают на эстраде. Понятно, что я не бедствую, но все ведь относительно — я не нефтяной магнат. Наш с Валерой основной капитал — это любовь зрителей. А любят нас практически ни за что — просто за то, что мы несем мимолетное утешение. И я для себя лучшей профессии не представляю".
(Hello, 03.03.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)