Сборник "Содержание-2" **
Темпам, с которым творческая акция "Содержание" превратилась из забавной затеи в унылое понятно что, можно только удивляться. Буквально ко второму выпуску небесспорная, но занятная идея Василия Шумова свелась к какому-то параду малоизвестных неудачников. На диске не хватает только традиционных стенаний по поводу засилья форматов, не позволяющих интересным подпольным музыкантам пробиться сквозь болото бессодержательной телевизионной музыки. Но обо всем по порядку.
Акцию "Содержание" придумал лидер настоящей группы "Центр", который неожиданно вернулся из продолжительной эмиграции и изучил репертуар российских новогодних "Голубых огоньков". Василия Шумова непривычно поразило отсутствие в популярных песнях смысла и содержания. И дело не в том, что артист долго жил в Америке и отвык от реалий, которые здесь давно уже никого не удивляют. Как показывают некоторые его старые концертные записи, подобная проблема волновала Шумова еще в 80-е — знаменитая "Бесполезная песня" сочинена как раз под впечатлением от телепросмотра какой-то "Песни года". В российской эстрадной музыке за годы отсутствия Шумова в смысле содержания мало что изменилось, и экс-американец взялся за исправление ситуации. Первый выпуск "Содержания" технологически напоминал проект "Нечетный воин", только выполненный в сатирическом ключе. Все песни написал сам Шумов, а исполнили его коллеги по рок-сцене. Взгляд Василия всегда интересен и ироничен, поэтому сборник заслуживал внимания, хотя некоторые жизненные явления автор описал слишком утрированно — так что в ряде песен было сложно отличить нарочитый трэш от откровенной глупости. Тем не менее при всей утопичности идеи увеличить с помощью таких проектов концентрацию содержания в искусстве творческая акция выглядела вполне симпатичной и даже перспективной. Роковой для нее стала смена концепции.
Теперь "Содержание" превратилось в кружок по интересам. В середине кружка находится Василий Шумов, а вокруг него — молодые или андеграундные музыканты, которые вроде как несут мастеру свое содержательное творчество, но не без тайной надежды на то, что он поможет с его продвижением. Так и вышло: многие дарования попали со своими треками на диск "Содержание-2", который таким образом оказался сборником неизвестных и независимых коллективов. Все бы хорошо, но большинство представленных на сборнике песен способны добавить в атмосферу не смысла и содержания, а скуки и тоски. Мысль взрывать форматы с помощью невразумительной толпы, в эти форматы не вписывающейся, в корне неправильна, что и доказали десятки предыдущих попыток выпускать сборники вроде как "интересной" музыки, которую никуда не берут. Потеснить дурные массовые песни способна только более талантливая музыка, и молодые творцы должны стараться ее создавать, а не думать, куда бы примкнуть со своими незрелыми опусами. Тогда и с содержанием на эстраде будет все в порядке.
Справедливости ради нужно отметить, что в сборнике есть и неплохие песни — прежде всего, самого Василия Шумова, а также групп "Девять" и "Психоделические призмы". Остальные выступают в разнообразных инди-жанрах вроде крикливого панк-рэпа или электроники. Сами по себе стили неплохи, но воплощение категорически банальное: грубо говоря, если выбирать между шумовскими питомцами и Еленой Ваенгой, я бы порекомендовал последнюю. Ничего нового не показал ветеран авангарда "Ночной проспект", а выдвигать в качестве полномочных послов "Содержания" алкоэлектроников Пахома и Прохора с очередным ерническим, но не смешным произведением — просто глупо.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia