Mujuice - "Downshifting" ****
Меня попросили написать "рецензию без намека на другие рецензии". Что ж, на момент написания этого текста я не читал ни одной рецензии на Муджуса, он же Роман Литвинов. Правда, при нынешнем развитии блогосферы никак невозможно было пропустить информацию о том, что журнал "Афиша" назвал "Downshifting" лучшим русскоязычным альбомом за последние пять лет (или как-то так), а Романа Литвинова сравнил с Виктором Цоем. После этого произошел кровопролитный виртуальный срач, напомнивший времена расцвета ЖЖ, а едва ли не каждый имеющий отношение к музыке сетевой знакомый счел своим долгом высказать собственное отношение к Муджусу и его пластинке. Кто-то слушает "Downshifting", как первый альбом Земфиры, и не может остановиться; кто-то нашел в его работе недостатки, за что публично извинился; кто-то смачно обругал дарование и попутно традиционно проклял молодое поколение. А теперь я делаю вид, что не видел всего этого, и остаюсь с пластинкой "Downshifting" один на один.
Роман Литвинов определенно открыл новую страницу, смешав то, что до него никому не приходило в голову объединять: электропоп с серьезными текстами, компьютерную музыку с трагизмом русского рока. Это звучит свежо: слегка утрируя, можно сказать, что до сих пор электроаранжировки либо служили делу развлечения и увеселения публики, либо были "вещью в себе", проходя по экспериментально-андеграундному ведомству. Написать для компьютерного альбома десять полноценных русскоязычных текстов представлялось делом бесполезным и бессмысленным — слова в подобного рода музыке, как правило, не несли смысловой нагрузки, поэтому могли произноситься на любом языке или служить лишь дополнительным звуковым эффектом. В "Дауншифтинге" тексты подробны и скрупулезны, хотя Муджус настолько не рвется в молодежные герои, что спродюсировал песни максимально антикоммерческим образом. Его хитмейкерский талант спрятан от случайного слушателя, на первый взгляд которого деление альбома на треки является условным: благодаря подчеркнуто отстраненному исполнению "Обещания" трудно отличить от "Приключений", а чтобы вслушаться в тексты, надо себя заставлять. Вокал Романа Литвинова тоже условен: на пение как таковое он в течение альбома не переходит ни разу, предпочитая что-то вроде шепота. Правда, в его случае эта манера, как ни странно, выглядит естественной, а не придуманной, как у Кая Метова. Но не пытайтесь повторить это дома: если спеть "Выздоравливай скорей" или "Кровь на танцполе" в полный голос, может получиться, без дураков, суперхит.
Да и вообще, чем больше слушаешь эту пластинку, тем лучше она тебе открывается. За монотонным шепотом проявляются отменные мелодии, на подкорку записываются фразы из песен, количество звездочек в оценке растет, в аранжировках слышатся лучшие достижения неоромантики 80-х и барабаны, как у Густава Гурьянова. Становятся понятны мотивы друзей, которые поставили альбом на "рипит" и не могут соскочить: даже если не обращать внимания на стихи и великолепную "Выздоравливай скорей", "Downshifting" практически идеально исполняет роль фона. Кстати, Виктор Цой — см. его ранние альбомы — на заре своей карьеры писал вполне аполитичные песни, гораздо больше интересуясь новой волной, чем социальной справедливостью. Это уже потом странный стук позвал его в дорогу. Позовет ли Муджуса?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia