"Бандэрос" - "Кундалини" ****
"Бандэрос" - замечательный проект, слепленный из составляющих, по отдельности пугающих. Глубокое погружение в гламурный мир арэнби. Две фактурные солистки, не особо-то поющие и не прямо чтоб уж раскрасавицы — скорее архетипические персонажи "темненькая" и "светленькая", чем живые Наташа и Таня. Суетливый МС Батишта, к которому недавно добавили еще одного, по имени Рома Пан, а лица у них обоих такие, что в темном переулке лучше не встречать. Человек по имени, прости господи, Игорь DMCB. Глумливые песни про реально существующих персонажей вроде Наоми Кэмпбелл. Рэп-вставки к месту и не к месту. Нездоровая тяга к юмору, плохо совместимая с модными жанрами и участием в поп-тусовке. Продюсер Дулов, решивший писать свою фамилию как DoLove. Как из таких слагаемых могла получиться столь симпатичная группа, понять довольно сложно — возможно, когда-нибудь это объяснит долго сохранявший инкогнито, но сейчас вырвавшийся из тени г-н DoLove. "Бандэрос" откровенно стебет гламур, но арэнби-стразы идут ему, как мало кому. "Бандэрос" любит довольно жестко пошутить, но их лирические песни, бывает, становятся откровениями. "Бандэрос" уделяет пристальное внимание легкомысленной форме, но умудряется выдавать такие истории, что лучшие поэты рока и рэпа могли бы позавидовать. В принципе заранее ясно, чего ждать от каждого нового альбома группы, понятно, как будут сделаны песни. Но "Бандэрос" всякий раз удивляет ответами на вопрос "что?". В рамках выбранных форм они действуют затейливо и неожиданно.
Очередная стопка свежих дисков на столе, казалось бы, своим примером зримо противоречит прогнозам о скорой гибели физических носителей. Но по сути для выпуска CD у исполнителя теперь должна быть веская причина в виде нескольких хороших песен и желания обеспечить поклонников красиво изданными подарками. Времена, когда к единственному хиту на альбомах добавляли дюжину наскоро слепленных треков, действительно проходят: если есть одна песня, ее лучше кинуть в сеть, а не морочиться с печатью дисков. Другое дело, когда есть что показать: у "Бандэроса" в "Кундалини" вложен DVD с пятью клипами, а среди 14 песен блеклые пребывают в явном меньшинстве. Правда, мне не кажется верной ставка на "Полосы" (инопланетная идея клипа была израсходована на вполне проходную песню) и "До весны", которые были экранизированы. На диске есть более интересные произведения: та же заглавная вещь, да и "Адьос!" Из медленных красивых баллад клипом закономерно обзавелась прекрасная "Не под этим солнцем", а вот вместо "Не вспоминай" лучше было бы обратить внимание на "Китано". Не вполне понятен юмор текста песни "Мой друг Рэй Чарльз" - все-таки старик умер, и даже цитата из его произведения здесь не выглядит каким-то весомым актом уважения к памяти музыканта. Но вообще-то "бандэросы" как рассказчики - в большом порядке, о чем свидетельствуют треки "Простые уругвайские девушки" и "В ГУМе, в ЦУМе и в Думе". Первый из них — пародия на латиноамериканский сериал, выполненная в жанре русского рэпа: смешные рифмы, неожиданные повороты сюжета, мораль — всЈ более чем насыщенно для поп-песни. "В ГУМе…" автор репертуара Александр Дулов идет еще дальше, добавляя в текст политику и решительно вычеркивая любые намеки на гламур. Таким образом, "Бандэрос" в качестве бытописателей эпохи выглядит на редкость убедительно, хотя и про жизнь моделей в песне "Модели" рассказывает со знанием дела. Отдельное спасибо — за строчки "накрасьте пасть — изобразите страсть", "и вынимая из чемодана туфли его, она повторяла новое слово "Алтуфьево", "В ГУМе, в ЦУМе и в Думе возможно всЈ — дело только в сумме".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia