"Ундервуд" - "Бабл-гам" ***
"Я родился в эпоху застоя, я живу в эпоху отстоя, я не знаю, в какую эпоху умру — мне не хочется думать плохое" - с этих слов начинаюся диск и заглавная песня, в припеве которой искреннюю хвалу бабл-гаму воздают солистки детского хора. За несколько дней до релиза диск был протестирован на посетителях сайта nashe.ru — им больше всего понравилась песня "Ангелы и аэропланы", в которой рецензент может отметить разве что симпатичный и запоминающийся припев. Меньше всего "лайков" собрала композиция "Путь волка", похожая на произведение чрезвычайно расслабившегося Максима Леонидова — но подвывают утрированными волками солисты "Ундервуда" забавно. Почему-то не набрал максимума положительных голосов трек из "Чартовой дюжины" "Йога и алкоголь" - капустнического толка вещь, которые Ткаченко-Кучеренко с их словарным запасом могли бы рождать по штуке в неделю, но немного стесняются столь специфического таланта. Налицо явный синдром группы "Несчастный случай", которая явно войдет в историю с помощью своих юмористических песен, что не мешает ей и ее верным поклонникам ценить совершенно иные сегменты кортневского репертуара. "Ундервуды" не желают скатываться в развлекательное веселье — вместо этого в ход идет сатира ("Квартира. Машина. Мировая слава"), песни социального звучания ("Молодые львы", "Дураки и дороги"), а то и неожиданные выступления в амплуа героев-любовников ("Ночь в раю", "Герои как мы"). Всему этому не хватает какой-то сосредоточенности: когда любовь вольно перепутывается с сатирой, сложно относиться к этому как к серьезному произведению в заявленном стиле. В итоге истинными лириками "ундервуды" выступают только в композиции "Любовь как прогулка по минным полям": заглавная фраза представляется великолепной стилизацией под советскую эстрадную классику, ее хочется подпевать и даже поставить рингтоном на телефон — но вот все остальное содержание номера будто бы случайно попало сюда из другой песни. В трек-листе также встречается изюминка, рифмующаяся с легкой безуминкой. Ее, правда, придется ждать до последнего трека: до уровня "Чехов — это я" "Гудбай, Китай!", конечно, не дотягивает, но приподнять брови заставляет — прокитайский текст положен на разухабистую цыганскую мелодию, для записи которой был приглашен скрипач Яша Уртуев.
Как обычно, "ундервуды", эти герои думающей аудитории на грани молодости и зрелости, постарались сделать альбом разнообразным. Как обычно, там можно услышать много забавных стихотворных строчек и музыкальных приемов — некоторые прям чудо как хороши и остроумны. Как обычно, московские крымчане Ткаченко и Кучеренко не скрывают своего умища. И как обычно, на пластинке нет хита, сравнимого с главной песней "Ундервуда" "Гагарин, я вас любила". Есть ощущение, что такой хит мог бы сложиться из разбросанных по диску ингредиентов; но это если бы ингредиенты встретились в одном месте, а не выскакивали то там, то сям по отдельности. Название альбома сама группа трактует двояко: с одной стороны, бабл-гам — это что-то легкое и воздушное, вроде йогурта; с другой — это символ легкомысленного и потребительского отношения к жизни. Заявленный в заголовке дуализм поставил перед Владимиром Ткаченко и Максимом Кучеренко задачу объять необъятное, совместить две вещи несовместные — словом, высмеять мир бабл-гама силами самого бабл-гама. Получилось разрозненно и фрагментарно. Но кто бы справился лучше?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia