«Уматурман» - «В этом городе все сумасшедшие» ***
Velvet Music. Релиз диска состоялся в апреле.
Группе «Уматурман» удалось придумать для альбома запоминающееся название и интересно разыграть его в фотосессии для буклета. На этих фото вокалист и лидер коллектива Владимир Кристовский изо всех сил изображает, собственно, сумасшедшего, представая в странных позах и неоднозначных ситуациях. Его старший брат Сергей тоже присутствует на всех снимках, являя собой полную противоположность непутевому родственнику: он ведет себя прилично, на кривляния брата внимания не обращает, но видно – осуждает. Подобного незлобивого, самоироничного юмора слушатель был вправе ждать и от звуковой дорожки, однако смешные песни остались на диске в явном меньшинстве. Лучший представитель этого меньшинства – трек «Оля из сети», который только что обзавелся видеоклипом, тоже довольно остроумным. Сюжет про знакомство лирического героя в фейсбуке с прекрасной Олей, которая на поверку (и благодаря действиям силовиков, старомодно названных милиционерами) оказывается Колей, не выглядит слишком уж оригинальным, однако Владимир Кристовский при создании текста песни явно расчехлил те же самые инструменты, что были использованы в процессе сочинения «Ночного дозора», а потом долго не расчехлялись. Поэт будто бы все это время стеснялся использовать иронию и абсурд, а тут преодолел стеснение – и получилось неплохо. В других не вполне серьезных треках – «Лузер», «В этом городе все сумасшедшие» - «Уматурман» все-таки применяет слегка другой прием: Вова Кристовский здесь предстает в облике своего парня, которому в своей компании позволительно немножко почудить. При этом, даже дурачась, солист дает понять, что на самом-то деле он человек в высшей степени солидный и положительный.
Вообще же свежий альбом группы «Уматурман» рекомендуется в первую очередь тем, кто очень любит этот коллектив и способен возрадоваться десятку новых песен, очень похожих по мелодике и настроению на треки с пары предыдущих пластинок. Сегодняшняя «Уматурман» существенно отличается от той, которая выбилась в лидеры с «Прасковьей», «Проститься» и «Умой Турман». Тогда музыка братьев Кристовских подкупала свежестью, душевностью, юмором, может быть, даже провинциальностью - в хорошем смысле. Сейчас в ней чересчур много респектабельности и спокойствия – поэтому цепляют в основном только те треки, где Владимир проявляет чуть больше неравнодушия и витальности, пусть даже ему для этого требуется погримасничать, ввести в аранжировку балалайку («Русский колорит») или неожиданные фолк-мотивы («В пролесье»). У группы «Уматурман» по-прежнему неплохо получаются лирические вещи («Ты вернешься», припев «Тебе понравится», «Разметало», «Я так и не узнал»), а вот «форматным» радиосинглам «В городе дождь», «После седьмой», «Не поминайте лихом» ощутимо не хватает какого-то авторского отношения: складывается ощущение, что они написаны по старым лекалам и только потому, что пришла пора написать что-нибудь позитивно-мейнстримовое. Даже к кавер-версиям на Пугачеву и «Машину времени» «Ума» будто бы проявила больше участия, постаравшись показать свое прочтение «А знаешь, все еще будет» и «Свечи». Увы, многие другие песни альбома вызвали у рецензента желание повторить назидательную фразу из древней песни группы «Круиз»: не позволяй душе лениться.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia