Елена Ваенга: «Было бы свободное время, у меня были бы дети, а не любовники»
(КАК РЕАГИРУЕТ НА КРИТИКУ)
«Меня огорчает негативное мнение обо мне со стороны людей, которых я уважаю, как, например, Евгения Гришковца. Считаю Женю талантливым человеком и его творчество добрым, правильным, разумным… Он не просто артистишка, который все бегает из одного сериала в другой, а художник. Почему Евгений стал так обо мне отзываться? Может, он мечтал о громкой музыкальной карьере – у него же есть своя группа «Бигуди», а его ценят за перо и за ум? Не знаю, но критика Гришковца меня не радует».
(О ДЕМОКРАТИИ)
«Если человек выставляет свое произведение, неважно какого жанра, напоказ и на суд зрителя, то он должен быть готов к тому, что могут принять это или не принять. Тогда как частная жизнь, в отличие от творчества, в принципе не должна обсуждаться другими людьми, если человек не приносит конкретный вред. В последнее время невольно начинаешь задумываться над значением слова «демократия». Думаю, что это очень страшный момент. Воспитанный человек воспринимает демократию правильно и существует в ней правильно. А человек дегенеративный – а такие среди нас тоже есть – относится к демократии как к анархии. То есть чё хочу, то и делаю. Захочет – выругается матом, находясь, к примеру, рядом с детьми: а чё, демократия! Получается, что это уже у меня маленький шажок в политику. Но я не политик – если я в нее и ступлю, то сразу же и выйду. Преклоняюсь перед великими политиками, потому что это спокойные, уравновешенные, мудрые люди, которые могут такую махину под названием Россия двигать. Я бы, если бы там оказалась, на третий день сдала мандат».
(О ВАЛЕНТИНЕ МАТВИЕНКО)
«А чего вы критикуете главу администрации, не лучше ли начать с себя? Давайте я сейчас сделаю вас губернатором вашего подъезда… Хотите скажу, что будет через месяц? Появится группа недовольных жильцов, которая скажет, что вы очень плохой губернатор подъезда. Им не нравится то, то… Согласна, прежде всего бросается в глаза плохое – грязь, разруха, хамство… Но почему я должна обвинять Валентину Ивановну за очень плохие дороги в Санкт-Петербурге? Матвиенко выделяла на это деньги, а есть тот, кто украл эти деньги. Мне что, пальцем показать на того, кто это сделал? Не буду. Извините, я еще жить хочу. Мы все привыкли хаять нашего губернатора. А вы даете гарантию, что в течение месяца не бросили ни одного окурка, фантика, бумажки на улице? Если не бросили, то имеете право обвинять».
(О МНЕНИИ, ЧТО ЕЕ СЛАВА ВОЗНИКЛА НА ПУСТОМ МЕСТЕ)
«Ничего себе пустое место! Заниматься музыкой с шести лет – и пустое место? Даже не представляете, что это такое – не иметь свободного времени! Я практически не гуляла на улице. Пахота была с пяти утра до глубокой ночи. Начинала заниматься сольфеджио в четыре утра – и так каждый день. Люди, а театральный институт, который я окончила с красным дипломом? Он мне тоже достался кровью и потом. Без продыха работала, работала, работала. Очень много забрала времени у своего детства и юности. Легких дней у меня сейчас нет. Когда люди говорят, что Ваенга находится на пике, я думаю: «А ведь я еще нахожусь в натуральном пикЕ. Страдаю от отсутствия свободного времени, причем и физически, и душевно».
(О ХУДОЖНИКАХ)
«Не всякий, кто берет кисть в руки, имеет право называть себя художником. Если даже у человека есть талант к рисованию, это еще не значит, что он художник. Художник – тот, кто мысль на картину перекладывает. Хотя Малевич тоже считал, что у него великая мысль заложена в «Черном квадрате», но я не первый раз смеюсь над этой картиной. Кстати, и сама позволяю людям смеяться над своими песнями. Если публика найдет откровенную глупость в моем репертуаре, то может откровенно об этом сказать: «Ваенга, ну что вы ерунду поете!» Для меня апофеоз глупости – это «Черный квадрат». Он висит в Эрмитаже. Я там была и его видела. Поверьте, 90 процентов людей, которые подходят к «Черному квадрату», просто ухмыляются. Пусть картина продолжает себе там висеть – все-таки есть 10 процентов тех, кто ею восхищается».
(СКУЧАЕТ ЛИ ПО ДРАМАТИЧЕСТКОМУ ТЕАТРУ)
«Вы не понимаете, если спрашиваете у меня, не скучаю ли я. Скучать и тосковать – два разных глагола. Тосковать – это хотеть, но не иметь возможности, а скучать – это ни черта не делать, а только думать: «Не хотеть ли мне сыграть Гертруду?» Посмотрите мое расписание ради любопытства. И пожалуйста, опубликуйте его. За последние два года не имела выходного. Не знаю, какой день недели, потому что живу числами».
(О СЛУХАХ ПРО ЕЕ РОМАНЫ)
«С кем романы? Эта несчастная журналистка из желтой газетенки умудрилась приписать мне в любовники мальчика, с которым я в последний раз виделась в детском саду! Сумасшедшая она, что ли? Она сама может вообразить, что в ее жизни такое может произойти, чтобы при бешеном графике, имея перед собой тысячи новых людей, закрутить роман с мальчиком из детского сада? Она такие истории вообще знает? Если знает, так пусть описывает. Да мы с Димой Курябовым посмеялись, когда в Калининграде увиделись через 30 лет. Какое у меня ко всем этим сплетням может быть отношение? Рыться в грязном белье, да еще в несуществующем – полная жопа. Когда у меня что-то поменяется в личной жизни, я сообщу об этом журналистам. Скрывать не буду – зачем мне это? Пока вы сейчас наблюдаете моего мужа рядом со мной. Разумные люди, у которых есть извилины и способность рассуждать, понимают, что на любовников у меня физически нет времени. Вот и всё. Было бы время свободное, у нас были бы дети. А не любовники».
(БУДУТ ЛИ У НЕЕ ДЕТИ)
«Конечно, дети будут. А без любовников я как-нибудь обойдусь».
(КАК ПОКОРИТЬ МУЖЧИНУ)
«Да на этом мир построен! Чем Джульетта покорила Ромео? Но если взять средний вариант – молодую женщину и мужчину старше ее на 15–20 лет, то я бы вспомнила комедию Шекспира «Укрощение строптивой». Если ты строптивая женщина, то мужчина повозится с тобой пару недель и плюнет на это дело. Впрочем, если у женщины будут нефтяные вышки, а у него голые карманы, то повозится подольше – может, и всю жизнь. Каждая ситуация единична! И не надо навязывать никаких рецептов».
(О КОСМЕТИКЕ)
«В жизни я просто менее накрашена. В последнее время косметикой стараюсь меньше пользоваться. Женщины вообще старят себя косметикой. Однажды сидела в любимом салоне красоты и вижу: заходит женщина, как мне показалось, пожилая и некрасивая. Начинают ей мыть голову, женщина умылась – и наступило преображение. Я хотела к ней подойти и сказать: «Женщина, вы стали на 20 лет моложе, смыв всё». Потом женщину стали начесывать, лакировать, и вернулся весь ее возраст. У меня есть подружка – ей 52 года, но она выглядит лучше меня. Понимаю, что в 80 лет выглядеть на 30 нереально, и если у вас 44 пластические операции, то не надо рассказывать миру, что вы хорошо сохранились. Просто у вас хорошая «пластика». Я могу накраситься, причесаться, и люди скажут: «Боже, 45-летняя тетка!» Грим делает человека взрослее и грубее. Хотя элементарные основы макияжа должны быть. У меня сейчас все как на весах – качается».
(ОБ ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ)
«Отношусь к себе не как к творческому человеку, а как к человеку. Сама себе не говорю: «Лена, ты творческий человек!» «Я Лена, я человек!» – так я сама с собой разговариваю. Человек ведет себя либо хорошо, либо плохо, либо правильно, либо неправильно. И наплевать, кто он по профессии. Или хорошо, или плохо. Или белое, или черное. А оправдывать себя тем, что я творческая натура, бред. Люди, которые занимаются творчеством, чувствуют все острее и тоньше – это факт. Ну и что, при чем здесь чувства?»
(С КАКИМ ЖИВОТНЫМ СЕБЯ СРАВНИВАЕТ)
«Слушайте, если в шутку, то можно себя сравнивать со всеми животными! Я бы сравнила себя с собачкой или лошадкой, которая в поле пашет. Я – как орловская лошадка, которая тащится из одного города в другой, а не скаковая, арабская. Но ни с северным оленем, ни с белой птицей не сравниваю. Вообще не люблю красивые слова, как бы парадоксально это ни звучало. Есть слова как бы красивые. Выражение, например, «одинокая волчица» Пушкин не использовал, а у меня классические ориентиры. Не люблю слов ради слов и песен ради песен».
(«Собеседник», 15.06.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)