«Шапито-шоу»: кино для своих *****
Премьера комедии «Шапито-шоу» (Россия, 2011, режиссер – Сергей Лобан, в ролях – Петр Мамонов, Вера Строкова, Сергей Попов, Алексей Подольский, Юлия Говор, Стас Барецкий, Сергей Пахомов) состоялась 26 июня в кинотеатре «Октябрь» в рамках основного конкурса 33-го Московского международного кинофестиваля.
«Шапито-шоу» - альманах из четырех новелл, связанных общими героями, которые пересекаются на крымском побережье, в Симеизе. Четыре новеллы – четыре часа, с 10-минутным всамделишным антрактом. Более того, это, как уверяет пресс-релиз, «фильм-загадка, фильм-шутка, фильм-лабиринт». В кои-то веки пресс-релизу можно поверить. В каждой из новелл рассказ фокусируется на своих персонажах, и эта, хотя и не новая, конструкция вызывает неподдельный интерес, так как взгляд с нового ракурса на уже произошедшее событие всегда интересен.
Итак, «Любовь». Одинокая интернетзависимая Вера (Вера Строкова, актриса «Мастерской Фоменко») знакомится в ЖЖ с «киберстранником» Лешей (Алексей Подольский, увалень-ботаник из лобановской же «Пыли»). Мизантроп Леша цитирует Борхеса, носит черную футболку с идиотским принтом (более идиотским, чем котик из «Пыли»), обрезанные черные джинсовые шорты и босоножки на черные же носки. Вера, вопреки экстерьеру, влюбляется в Алексея и вытаскивает его из виртуального мира: сначала на свидание, а потом автостопом в Крым.
«Дружба» погружает зрителей в замкнутый мир глухих. Главный герой Леша (Алексей Знаменский, опять же запомнился зрителям по финальным титрам «Пыли», точнее, по исполнению на языке глухонемых песни «Мы ждем перемен») - талантливый певец. Польстившись на уговоры продюсера, он бросает своих старых друзей и едет со странной компанией – «отрядом имени Саманты Смит» - в Крым становиться звездой. Но образ жизни новых друзей – секс, в том числе однополый, наркотики, издевательские пионерские речевки - не устраивает Лешу. И он возвращается к себе в «племя», чтобы отомстить выскочкам и мажорам.
«Уважение» рассказывает о встрече отца, популярного театрального актера Петра Николаевича (Петр Мамонов), и сына Никиты (Степан Девонин) после восьмилетнего перерыва. Никита бредит кино, его комнатушка забита видеокассетами (на корешках отчетливо читаются «Герман» и «Нога»), он начинающий сценарист и – в мечтах – режиссер. Дебютом своим он видит фильм «Отморозки» - о страдающем агорафобией герое, противостоящем банде паркурщиков. Отец тащит сына в поход, где, прямиком по заветам Высоцкого («парня в горы тяни – рискни») всячески испытывает его на прочность.
Наконец, заключительная часть - «Сотрудничество» - рассказывает о том, как молодой продюсер Сережа (Сергей Попов), начитавшись Бодрийяра и возведя в кумиры Уорхола, пытается реализовать проект «Эрзац-звезда» - своеобразный «манифест неоригинальности». В театре им. Станиславского он находит молодого монтировщика Рому (Сергей Кузьменко), который не просто косит под Виктора Цоя, но считает себя его новым воплощением. Они едут с гастролями на тот же самый крымский курорт, причем их поездку, запись альбома и репетиции снимает почтенный режиссер Сергей Михайлович (Сергей Волжин-Ястребов, возможно, пародия на Соловьева).
Все эти фрагменты заканчиваются трагическим монологом героев: «Ты самый страшный человек, которого я встречал в своей жизни» и выступлениями с музыкальным номером в том самом «Шапито-шоу» (с песнями в фильме, пожалуй, перебор, особенно, если учесть, что аранжированы они бедновато, под ранний Depeche Mode, и не все актеры блещут вокальными данными).
Сергей Лобан, снявший совсем уж микробюджетный (тысяча долларов) «Случай с пацаном» и нашумевшую «Пыль» под вывеской творческого объединения «СВОИ2000», по сути, в очередной раз сделал фильм-манифест для «своих». Ну, то есть, для каких-таких «своих» – поколения 25-45 лет, помнящих Цоя, «Иглу», «АССУ», Саманту Смит, наконец, узнающих Мамонова и Барецкого. Многие символы (и даже персонажи) перекочевали в «Шапито-шоу» из той же «Пыли», но на качественно другом уровне. И если мизантропические фильмы Киры Муратовой, которые напрямую ассоциируются с «Шапито-шоу», ставят, как вы помните, этой планете ноль, то Сергей Лобан, сжигая этот метафизический вертеп («Шапито-шоу»), дает миру шанс, простите за пафос.
В любом случае, «Шапито-шоу» - однозначно лучший фильм конкурсной программы ММКФ. И единственная его проблема в том, что жюри во главе с Джеральдин Чаплин вряд ли оценит все смысловые пласты и отсылки картины. В самом деле, ну как объяснить дочери Чарли Чаплина, кто такие дядя Федор и Мальчиш-Кибальчиш и почему в зале – скажем, при обсуждении последней картины Михалкова - раздаются аплодисменты и громкий хохот.
Денис Шлянцев, InterMedia
«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****
Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».
Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.
Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых». Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.
Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.
В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.
Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».
Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!
PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!
Денис Шлянцев, InterMedia
«Мастер»: Театр двух актеров ***
Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.
США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.
Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.
Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку.
Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.
На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару».
Денис Шлянцев, InterMedia
«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****
Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.
30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?
Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».
Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).
«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на
Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами». Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.
Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».
Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос.
Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.
Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.