Татьяна Анциферова: «Рука Пугачевой крепко сжимала мое горло»
(О НАЧАЛЕ СВОЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ)
«Действительно попала в ВИА «Лелеки» при харьковском дворце культуры «Строитель» в восьмом классе. Музыкантами были в основном студенты института радиоэлектроники, уже взрослые люди. Помню, мама ездила со мной на все репетиции, ждала под дверью, пока мы не закончим работать. Поступив в училище на музыкально-педагогический факультет, я решила, что с пением пора завязывать. Мне казалось, что это не очень серьезное занятие. Но через полгода изучения музлитературы и гармонии нашлись люди, которые меня вновь «смутили», и я попала в музыкальный оркестр, где был и вокально-инструментальный ансамбль «Красные дьяволята». Это было начало 1971 года. Только вышел фильм «Червона рута» с Назарием Яремчуком, и мы вовсю пели его песни».
(О СВОИХ ДОХОДАХ)
«В 1977 году моя зарплата составляла 226 рублей в месяц. Мой папа-инженер получал 190 рублей. В 1981 году мне платили уже 355 рублей, столько же получал заместитель министра. Но сказать, что мы шиковали, нельзя. Гастрольная жизнь требовала больших расходов».
(О КОНЦЕРТНЫХ КОСТЮМАХ)
«Тогда даже наши концертные наряды контролировало государство. Худсовет определял, в каком костюме выходить на сцену. Помню, когда мы сдавали программу в Киеве, в Укрконцерте, мне пошили платье из бордового панбархата, расшитого чешской бижутерией. Говорили, что оно обошлось в 400 долларов — баснословные по тем временам деньги! Наряд был тяжелым, полностью закрытым, с воротником-стоечкой, застегивающимся сзади на 30 маленьких крючочков. Надеть его было проблемой, а стоять на сцене просто мучительно. Оно было в моем гардеробе долго и занимало чуть ли не половину чемодана».
(О ЗНАКОМСТВЕ С ВИКТОРОМ РЕЗНИКОВЫМ)
«Это произошло в Ульяновске. Он пришел к нам в гостиничный номер, где мы на бобинный магнитофон записали несколько его песен. В том числе и «Улетай, туча», которую я первой и исполнила. Я к тому моменту уже записала песни к кинофильму «31 июня». Правда, картина еще не вышла на экран. Помню, Виктор послушал и воскликнул: «Ну почему вы не поете их на концерте!» Говорю: «Мне не разрешили, фильм выйдет только на Новый год». Он возмутился: «А я бы пел!»
(КАК ПОПАЛА В ФИЛЬМ «31 ИЮНЯ»)
«Автору песен фильма «31 июня» Александру Зацепину меня порекомендовали музыканты из Харькова. Просто дали послушать мои композиции, и Александр сразу же пригласил меня в Москву на пробную запись. Я приехала в перерыве между гастролями, отработала и уехала, забыв об этом. Через некоторое время звонит Зацепин и говорит, что мои записи прошли худсовет, и их взяли в фильм. Я в шоке: «Это же пробные записи!» Он лишь: «Ну и что, всем понравилось». Так что в фильме звучит моя самая первая запись».
(ПОЧЕМУ В «31 ИЮНЯ» ПЕЛА НЕ ПУГАЧЕВА)
«Зацепин для фильма искал новые голоса. К тому же он разошелся с Пугачевой после работы в картине «Женщина, которая поет». Вместе со мной появилась и Лариса Долина. Мы познакомились в московской квартире Александра, где и проходила запись. Я встретила Ларису в коридоре, она сидела на небольшом кресле и спокойно ждала своей очереди. Мы разговорились, она сказала, что приехала из Одессы и будет пробоваться в картину «31 июня». Это было начало зимы 1978 года».
(КАК ЕЕ ВЫРЕЗАЛИ ИЗ ЭФИРОВ)
«Я это ощутила еще до выхода «31 июня». На программу «Москвичка» пригласили меня, певца Яака Йоалу, Зацепина, Дербенева рассказать о новом фильме. Мы с Яаком отвечали на вопросы и спели по одной песне. Моя почему-то в эфир не вышла… Это был первый звоночек. Потом меня не раз вырезали из концертов. Почему? Один из музыкальных редакторов на Центральном телевидении признался, что у них существует список певцов, не желательных для показа. В нем была и моя фамилия. Знаете, какое-то время мы с мужем думали, что здесь более серьезное дело. Как-то Володя признался, что нашему коллективу сделали предложение переехать в Москву и работать при Комитете госбезопасности. Муж отказался. Наверное, тогда мою фамилию и занесли в списки. А может, кому-то просто не понравилось, что никому не известная певица из Ужгорода так быстро стала популярной».
(О ВЛАДИМИРЕ ПРЕСНЯКОВЕ)
«С Володей Пресняковым-младшим были дружны. Познакомились в 1980 году, когда Вове было лет 12. Его папа сказал, что сын все время просит познакомить его с Татьяной Анциферовой. Пресняков-старший зашел с сыном за кулисы. Володя строго посмотрел на меня и сказал: «Ой, а я не знал, что вы такая». Видимо, я не очень понравилась ему внешне. А потом мы стали дружить, много вместе пели. Считаю, что какие-то интонации у него в голосе появились от меня».
(ПРИЛОЖИЛА ЛИ ПУГАЧЕВА РУКУ К ЕЕ КАРЬЕРЕ)
«Если так, то рука ее держалась не один год и крепко сжимала мое горло».
(ОБ ИГОРЕ НИКОЛАЕВЕ)
«Мы были дружны с Игорем с 1980 года, я записала несколько его песен, когда он был еще малоизвестным автором. Вместе работали над музыкальной частью спектакля «Команда» в театре «Современник». А осенью 1982 года Игорь сказал, что у него есть хорошая песня «Айсберг». Он тогда только устроился на работу в «Рецитал» к Пугачевой. Игорь сказал: «Если моя хозяйка не согласится ее петь, хочу, чтобы ты исполнила». Не судьба, значит».
(О ЛЬВЕ ЛЕЩЕНКО)
«Мне до сих пор кажется, что он всю жизнь на меня смотрит, как кот на мышь (смеется). Видимо, считает, что я забрала часть его успеха. До сих пор загадка, как утвердили мою кандидатуру на исполнение песни Пахмутовой и Добронравова. Скорее всего, я просто попалась, как говорится, под руку. Однажды пришла на радио с песней «Лето без тебя, как зима» Виктора Резникова. Музыкальный редактор мне говорит: «Ладно, эта песня есть, а сейчас нужно срочно записать другую!» На следующий день я уже приехала в тон-ателье «Мосфильма». До этого бывала у Пахмутовой дома, она мне показала «До свиданья, Москва», не сказав, правда, что буду петь не одна. Остались даже три дубля, где звучит только мой голос! Представьте, я все записала, Пахмутова, присутствовавшая при этом, говорит: «Сейчас будет небольшой перерыв, можно отдохнуть». Я пошла гулять по «Мосфильму» — интересно же! А возвращаясь, вдруг услышала аранжировку песни, но голос-то не мой! Мужской! Захожу в студию и вижу у микрофона Льва Лещенко. Он как раз допевал. Тут Пахмутова: «Познакомьтесь, это Лев Лещенко. Попробуйте вместе». Конечно, я была расстроена. Лещенко стал прямо возле микрофона (писались мы на один), а я оказалась сбоку. Мой голос почти не слышен».
(О ПРИЧИНАХ СВОЕГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ СО СЦЕНЫ В 83-М ГОДУ)
«У меня были серьезные проблемы со щитовидной железой — базедова болезнь. Я пробовала лечиться разными способами, но ничего не помогало. В конце концов пришлось делать операцию, которая прошла не очень хорошо. После нее я вообще не должна была петь. Мне сказали об этом сразу, но я не могла поверить. Два месяца не проронила ни слова, а потом записала песни для фильма «Утро без отметок» на музыку Шаинского. Композитор меня уговорил».
(О СОСТОЯНИИ ГОЛОСА ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ)
«Тогда еще звучал. Позже все изменилось. Из-за операции половина моего голосового аппарата не работает. Со временем мне становилось все труднее и труднее петь. Это как человек, у которого отрубили одну руку… Но я приспособилась. Начала заниматься специальной дыхательной гимнастикой. Иногда накатывала полная безысходность. Наверное, помогло то, что я была еще молода. Тогда мне исполнилось всего 29 лет. Верила, что все наладится. К тому же у меня был муж, которого я обожала. Но жизнь продолжала бить. Мой сын, которому сейчас 25 лет, не очень здоров. Два года назад умер супруг».
(О ПЕНИИ)
«Знаете, когда пою, забываю, сколько мне лет. В этот момент кажется, что я бесполое существо. Мне говорят: «Тебе уже надо петь романсы». А я: «Вы что! Я еще слишком молода!»
(«Факты и комментарии», 18.07.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)