«Крылья белого медведя» - «Роктрест» **
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в июне.
Включаем диск. Первая песня подозрительно называется «Фреза». Звучит плотненький хард-рок, неуловимо напоминающий первые альбомы «Арии», затем вступает хриплый, но бодрый вокалист: «Вчера я работал в четвертую смену и спал у станка, хоть убей, и я заработал с учетом налогов четырнадцать ровно рублей. Четыре с полтиной оставил в столовой, пятерку в сервант положил, а на остальные четыре с полтиной цветы своей Зине купил». Блестяще, что и говорить. Этот номер великолепно бы смотрелся в перестроечной программе «Взгляд», обожавшей социальные тексты русского рока. Благодаря передаче широкая телевизионная аудитория смогла увидеть «Аквариум» и «ЧайФ», но хватало и групп-однодневок, которые, воспользовавшись неожиданной конъюнктурой, быстро нарифмовали фельетонов и положили их на модную музыку. Им, впрочем, и эфиры во «Взгляде» не помогли.
Когда подобное слышишь на свежевыпущенном диске в 2011 году, хочется задаться мордюковским вопросом из «Родни»: «И откуда ты такой взялся?» И выяснилось, что группа «Крылья белого медведя» существует с 1989 года. Судя по песне «Фреза», которую музыканты считают главным хитом альбома «Роктрест», в музыкальном отношении с тех пор коллектив с «оригинальным» названием ушел недалеко. Подобной верности выбранному жанру способствовал и длительный творческий отпуск, в который команда уходила в 2000-е. Собравшись пару лет назад, вокалист-гитарист Владимир Ахметьев и барабанщик Сергей Куликов пополнили батальон гитаристом и басистом и вернулись в музыку. Возвращение оказалось столь же негромким, как и существование в ранние годы: во «Взгляд» они не успели, а затем востребованность такого стиля сошла практически на нет. Сейчас деятельность «Крыльев белого медведя» ограничивается редкими концертами по небольшим клубам, и выход пластинки на крупном независимом лейбле можно считать чуть ли не главным достижением за всю 22-летнюю историю группы.
Дальнейшее знакомство с диском показало, что команда социальной тематикой на самом деле не злоупотребляет, но от этого ее творчество не становится ни на йоту менее предсказуемым. Тяжелый быт фрезеровщиков сменяется тяжелыми блюзами на вечные темы для обсуждения за пивом: «Женщина-слон» юмористически сравнивает представительниц слабого пола с представителями мира фауны, «Старый друг» сентиментально, как после пары стаканов, отдает должное мужской дружбе, в «Прадеде» звучат жалобы на нехватку денег, «777» уже одним названием дает понять, что речь идет о портвейновых радостях, «Маринка» повествует о боевой подруге с шинного завода, «Носок» эпически рассказывает о мучительных поисках этого предмета туалета. Голос Ахметьева дает интонационно то Шевчука, то Кутикова – только собственное лицо оказывается не очень различимым. В пресс-релизе компании «Союз мьюзик» стиль «КБМ» именуется «сплавом "тяжелого" "рваного" блюза образца Cream и Jimi Hendrix Experience и "гаражного" саунда а-ля Iggy And The Stooges, Seeds и ранних Kinks». Спорить тут, пожалуй, не о чем, но не удержусь от замечания: когда постаревший Игги Поп делает «как тогда», это вызывает у ностальгирующих меломанов чувства, близкие к оргазмическим; когда то же самое пытаются делать музыканты, взрощенные на советских щах, радоваться этому можно только с очень сильного пьяну.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia