Вадим Степанцов – «О бесстыдницы, о недотроги!» ****

«Эксмо». Книга вышла в свет в июне.
Орден куртуазных маньеристов появился в конце 80-х годов. Сложно представить время, менее подходящее для проявления куртуазности и изысканности: пока народные массы отчаянно боролись за перестройку и против коммунизма, группа поэтически настроенных молодых людей взялась воспевать прекрасных дам и прекрасные моменты овладевания ими, подведя под это дело мощную теоретическую платформу. Юные поэты раздали друг другу диковинные титулы – великий магистр, черный гранд-коннетабль, командор-ордалимейстер и т.д. Время, повторюсь, было не куртуазное, но сограждане, расставаясь с «совком», были очень открыты любой неизведанной чепухе. Поэтому в игру с великими приорами и гранд-коннетаблями с удовольствием включились журналисты и читатели – на «поэзоконцерты» народ валил валом и даже в газетах порой публиковали фрагменты из непривычных стихов, для которых были характерны смесь ловких стилизаций под классицизм и не менее талантливые скабрезности.
Как и любая слишком красивая идея, «Орден» не выдержал испытания временем. Внутри объединения начались трения, которые маньеристы первоначально пытались выдать за нормальное разделение на фракции, но потом пошли взаимные поэтические «диссы», пролившие свет на глубину противоречий, как мировоззренческих, так и финансовых. Сейчас ОКМ фактически не существует, хотя в концертах великого магистра Вадима Степанцова порой выступают сочувствующие коллеги вроде Александра Вулыха. Андрей Добрынин работает редактором в издательстве. Виктор Пеленягрэ утратил самоиронию и прекратил быть куртуазным маньеристом, когда решил, что его текст «Как упоительны в России вечера» - не пародия, а гимн. Дмитрий Быков стал неплохим прозаиком, блестящим публицистом и непревзойденным поэтом-летописцем, почти ежедневно сочиняющим талантливые тексты на злобу дня. Александр Бардодым погиб на грузино-абхазской войне: с такой смертью можно было бы прямиком в легенду, вот только погиб он раньше, чем стал сколько-нибудь известным поэтом. Константин Григорьев умер в 40 лет от сердечного приступа; от него остался куртуазный псевдоним Константэн и бессмертное четверостишие «Я раньше славил поцелуй, и вздохи, и любви томленье, потом заметил: скажешь «х…» - и в зале сразу оживленье».
Короче, нынче всю былую куртуазную мощь Ордена замыкает на себя один Степанцов. Он, конечно, может и про политику высказаться, и матом написать, и спеть дурным голосом про пьяную помятую пионервожатую – но издательство «Эксмо» на сей раз решило не прикасаться к этим граням таланта художника. В сборнике «О бесстыдницы, о недотроги!» всего один раз употребляется слово «жопа», всего два-три стиха посвящены трудным для постороннего понимания разборкам с бывшими товарищами по Ордену, а все остальное – сплошные сонеты, рондели, баллады, пиесы… «Я нес к твоим стопам граненые алмазы метафор, тропов, рифм, эпитетов, эмблем. Увы и ах! Мои священные экстазы опять попали в плен сиюминутных тем», - кокетничает поэт, ибо темы его суть вечные, а в искусстве смешать высокое и низкое после самоотвода коллег равных Степанцову, пожалуй, нет. «Солнце, девочка, звездочка, деревце тонкое, как же мне с тобой мило, легко и свободно! Как приятно зарыться с такою девчонкою в то, что для зарыванья с девчонкой пригодно. Поцелуй мою страшную старую харю и не бойся меня, я тебя не ударю». Великий магистр неутомим в придумывании новых поворотов заранее, в общем-то, известных сюжетов: «Когда же, подкравшись к заветной калитке, увидел я в свете мерцающих звезд, как жмет ее чукча, безногий и прыткий, я понял, что вкус у девчонки не прост». На передней обложке Вадим задумчив и мечтателен в окружении античной статуи и девушки с веслом, на задней – он богемно похмелен и помят. Тот, кого не смущает подобный дуализм, получит от книжки большое удовольствие. С точки зрения поэтического ремесла она великолепна: словарный запас, культурный бэкграунд, представления о рифме и размере, метафоры, эпитеты и тропы – все тут на уровне, которого часто не хватает, скажем, песенным текстам нашей эстрады. Многие стихи исполнялись Степанцовым на концертах, но хватает и новых. Некоторая «однобокость» тематики обусловлена концепцией сборника, но надо сказать, что с этой концепцией поэт и издатель подоспели вовремя. Обстановка за окном опять мало соответствует куртуазному маньеризму, и есть ощущение, что ежедневными злободневными памфлетами ее не изменишь. Чтобы взорвать болото национального самосознания, нужно больше наглости, героической мифологии, сладких фантазий, витальности, секса, наконец. Всего того, чем наполнена книжка о бесстыдницах и недотрогах.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia