«АукцЫон» - «Юла» ****
«Геометрия». Релиз диска состоялся в октябре.
Гений не гений, но парадоксов друг однозначно. Это про группу «АукцЫон», во все периоды своей истории выбиравшую самые неоднозначные творческие пути и при этом умудрившуюся повлиять на многих важных русских музыкантов. В Ленинградском рок-клубе они были почти что изгоями, ибо развивались большей частью внутрь себя, противореча общепринятым тенденциям и музыкально, и имиджево. Перестроечная волна выхода групп из подполья вместе с остальными вынесла на поверхность и «АукцЫон», чем тот и не подумал воспользоваться в смысле монетизации общественного интереса к себе. Новые пластинки коллектива не считались обязательным слушанием для любителей русского рока, не пропускавших релизов «Кино» и «Аквариума»; это уже потом как-то само собой тогдашние диски «АукцЫона» оказались классикой – и среди поклонников этих записей никогда не было случайных или следящих за модой людей.
Что было дальше: группа втихомолку выпустила пяток образцовых альбомов, впоследствии в сильной степени сформировавших вкус «Мумий Тролля» и других артистов того поколения; усилиями Олега Гаркуши поработала зримым образцом рок-н-ролльного образа жизни со всеми втекающими излишествами; поспособствовала утверждению звезды Сергея Шнурова и «Ленинграда». Каждый из этих пунктов можно было развить в нечто глобально-успешное даже в контексте нашего через губу общающегося с рокерами шоу-бизнеса. Но Леонид Федоров, в котором не все узнавали реального лидера «АукцЫона» (фронтменствующий Гаркуша оттягивал львиную часть внимания на себя), опять проявил полное равнодушие к экстенсивному пути развития и ломанулся, называя вещи своими именами, в музыкальные дебри. Пока подвижники-издатели тиражировали «Пионера» и «Волчицу» в сборниках лучших песен «АукцЫона», Федоров экспериментировал с фолком и авангардом, коллаборировал с джазменами и инди-музыкантами, в том числе с зарубежными. Признаться, в этих опытах даже искренние поклонники «АукцЫона» мало что понимали, но не ругать же гения, если сам не дорос до его уровня. К тому же группа не распускалась, концертировала, исполняла старые хиты, как бы странно это слово ни звучало применительно к, например, «Осколкам». Вопрос о новом альбоме при этом даже не поднимался, казалось, что все уже написано, а собственные изыскания Федорова вели его в какую-то непостижимую глубь. Потом новый альбом все же появился, оказавшись всего лишь облегченной разновидностью экспериментальных деяний лидера «АукцЫона». А потом, когда уже не ждали, случилась парадоксальная «Юла».
Ну вот да – как говорится, «после всего» у «АукцЫона» вдруг хватило запала выпустить запростецкий альбом вроде «Жопы»: с обычными песнями, внятными свежими мелодиями, знакомыми голосами, текстовыми шуточками… Такая пластинка вполне могла выйти году в 1989-м – по крайней мере азартом и озорством тогдашним дискам группы «Юла» не уступает. При этом спираль музыкального мышления и оснащения «АукцЫона» поднялась с тех времен на пару оборотов вверх как минимум. У многих опытных групп случались альбомы, в которых они вроде бы тщательно моделировали выход прежних трюков на новый уровень, но уже к середине этих пластинок у слушателей оставалось только одно желание – задать вопрос «ну и что?». «Юла» держит с начала до конца, взлетая и провисая, опускаясь в пошлость «Кожаного» и завораживая магическими скороговорками «Хомбы» и «Мимо», впадая в странную балканщину, распрямляясь в психоделическую пружину и выдавая негаданные радиохиты… Альбом по традиции начали хвалить еще до релиза – и на сей раз апологеты ничуть не преувеличили: признанные классики оказались вполне живыми современниками, и даже если кто-нибудь назовет диск «Юла» великим, это пластинке ничуть не повредит.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia