Эдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из РоссииБывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замужНастя Ивлеева вышла замужРоберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый раз

«Алиса» - «20.12» ****

«Алиса»/P!pl. Релиз диска состоялся в ноябре.

Несколько последних альбомов «Алисы» сложно отнести к творческим удачам одной из главных групп отечественного рока. Мощный звук команды устоялся, и, радуя красно-черную «Армию «Алисы», он уже не представлял большого интереса для меломанов с более широкими вкусами. Поэтические приемы и образы Константина Кинчева тоже не отличались инновационностью, зато вдруг начали страдать радикализмом. Автор представал в текстах то воинствующим хоругвеносцем, то откровенным националистом, то ярым государственником. Во всем этом Кинчев совершенно не знал меры, поэтому некоторые видели в его отчаянных эскападах даже комический эффект, усиливающийся, как ни странно, отменной физической и концертной формой лидера «Алисы». Творчество Кинчева времен нулевых годов казалось гротескным воплощением в реальность видеоряда и текста его же песни «Аэробика». Поэтому от нового альбома, признаться, сложно было ждать каких-то светлых откровений – скорее жестких самоповторов и марширующих зонгов.

Это предположение «Алиса» начала опровергать с первой же песни «Арифметика». Похоже, Кинчев вновь заинтересовался музыкой, причем если раньше «Алиса» упрямо двигалась в сторону немецкого индастриала, то нынче стилистический диапазон существенно расширился. Тут и речитатив, и фирменные баллады, и электронно-индустриальные подложки, и освежающие бэк-вокалы Людмилы Маховой, и жесткие гимны – куда же без них. И тексты вновь стали достойными таланта своего создателя. К слову, в ближайший год мы вправе ожидать серьезных и сильных высказываний от лучших представителей жанра. Шутки шутками, а ожидание конца света при всей прикольности этой темы все же побуждает к некоему подведению итогов. Некошерно «напоследок» выпускать проходные альбомы, нужно постараться. О том, что такая мысль подспудно посещала и Кинчева, говорит хотя бы название пластинки.

Правда, именно с заглавной песней вышел непостижимый дистрибьюторский казус. Композицию «20.12» - очень редкий для «Алисы» случай – написал не Кинчев, и права на нее были очищены таким образом, что трек попал только на первоначальное дорогое издание пластинки. Зрители презентационного концерта в МСА «Лужники» получали по билету урезанную версию альбома, да и теперь, если кто хочет купить физический носитель, заглавной песни – довольно, кстати, мощной, – они в нем не найдут. Поистине удивительное отношение к тем, кто все еще готов платить за музыку: надо ли говорить, что на торрентах можно на халяву скачать полный вариант диска?

Клавишная аранжировка и неожиданно задушевный вокал Константина Кинчева в открывающей альбом «Арифметике» намекает на то, что «20.12» может оказаться лирическим собратом мелодичного диска «Jazz», однако «Алиса» предлагает большее жанровое разнообразие. Пластинка не обходится без резких боевиков «Шейк» и «Пульс», тягучих «Войны» и «Прыти», баллад «Качели» и «Мир», индустриальных «Рун» (стилистические определения условны, потому что у «Алисы» боевые куплеты могут смениться мелодическими припевами, и такие подмены стали одной из фишек альбома). Текстовый максимализм сменился у Кинчева мудрой задумчивостью, что не помешало поэту высказаться по актуальным вопросам современности. В песне «Капля солнца» упоминаются даже откаты, но Кинчев скорее с печалью наблюдает за обстановкой, нежели зовет Святую Русь к метафизическому топору, как бывало раньше. Теперь артист в композиции «Прыть» критикует излишне прытких в стремлении сделать карьеру и деньги соплеменников. Итогом проиллюстрированных красивыми рифмами философских изысканий стала финальная композиция «Мир»: «Кто верит в путь инноваций, тот вряд ли верит в любовь. В этом мире слишком много общечеловеческих слов, широка земля-дорога, сеть полна, богат улов». Впрочем, если недавние радикальные тексты никого особо не всколыхнули, то надежд на резонанс от новых вовсе невелик. Но в этой ситуации важно то, что сам артист остается мыслящим и неравнодушным гражданином, а не пытается выехать на старом багаже.

Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+