Игорь Крутой: «Вот до чего мы дотюкали шоу-бизнес»
(ПОЧЕМУ СКАЗАЛ, ЧТО БУДЕТ СОЧИНЯТЬ ПЕСНИ ПОД ДРУГОЙ ФАМИЛИЕЙ)
«Видимо, в тот момент меня достали какие-то противоречия, которые били по отечественному шоу-бизнесу и в итоге его добили. Если когда-то к 8 марта после новогоднего огонька мы слышали 15-20 новых хороших песен, несшихся из радиоприемников или телевизоров, то сейчас очень мало создается хитов и практически не появляются новые имена. Вот до чего мы дотюкали шоу-бизнес».
(О СВОЕЙ ПРОДЮСЕРСКОЙ РАБОТЕ)
«В меру своей занятости и распущенности делал все, что мог. Была «Фабрика звезд», есть «Новая волна» в Юрмале. Конечно, как продюсер я заинтересован освежить плей-лист и в «Песне года», и в «Горячей десятке».
(ОБ ОТНОШЕНИИ К ПОПСЕ)
«Не согласен с таким пренебрежительным отношением к попсе. Элтон Джон тоже попса. Это моя профессия, профессия многих из тех, кого я знаю и уважаю. Мы в нее вкладываем сердце и душу. Или ты скажешь, что у нас нет души?»
(О СЕКРЕТАХ ПОПУЛЯРНОСТИ АЛЕКСАНДРА СЕРОВА)
«Был еще один секрет. Саша Серов может петь такие ноты, которые тенора не берут. Даже классические тенора. И это все на голосе. Он, конечно, применяет определенные хитрости, но это тоже надо уметь. Его университеты — пластинки с записями Тома Джонса, которые он крутил целыми днями, снимая, как говорят музыканты, каждую ноту. Причем у него тембр немножечко ниже, чем у Джонса. И Саша страшно расстраивался по этому поводу. Манера Тома Джонса не подходила для русского языка. Серову было проще петь на украинском. Но в итоге он нашел свой почерк».
(ГДЕ ВЗЯЛИ ДЕНЬГИ НА СЪЕМКИ КЛИПА «МАДОННА»)
«Какие деньги?! Ничего не снималось. Оттуда взяли кусок, отсюда, смонтировали. Бегущего Серова в маечке в полосочку сняли на обычную видеокамеру. Мы были знакомы с Сашей Александровым, монтажером программы «До и после полуночи». И он нам все сделал. А потом, когда Владимир Молчанов, ведущий этой программы, случайно зашел перед эфиром к нему… Говорю «случайно», хотя Молчанов так делал перед каждым выходом программы, но предпочитал, чтобы все думали, будто он заходит случайно. Так вот, зашел Молчанов, а Александров, тоже случайно, поставил наш клип. Володя увидел и спрашивает: «А что это за песня? Что за певец?» Александров отвечает: «Давай поставим в эфир. Я тебе за это две бутылки водки дам! Утром была очередь Серова идти в универсам за батоном и молоком. Он идет и возвращается без хлеба и молока, без вареной колбасы и говорит: «Больше в магазин не пойду! Зашел, а в мою сторону вся очередь обернулась!»
(ОТКУДА У НЕГО ТЯГА К МУЗЫКЕ)
«Папа немножко играл на баяне. Когда мне было года три, я получил от родителей в подарок баян. А потом они обратили внимание, что я на нем играю. Причем довольно точно повторяю мелодии, услышанные по радио или в кино. Мама повела меня на прослушивание. Выяснилось, что у меня абсолютный слух. И тогда моя дальнейшая судьба была предрешена, хотя сам я музыкантом, и уж тем более композитором, становиться не собирался. Но мать настояла. Она заставляла и меня, и сестру заниматься музыкой. Папа от этого держался подальше. Кажется, после восьмого класса мать повезла меня в областной центр — в Кировоград, где было музыкальное училище. Там работал легендарный в наших краях педагог Ким Александрович Шутенко. Он послушал меня и сказал: «Конечно, вообще ничего не знает! Но слух хороший, память хорошая. За годик пусть подучит историю музыки, и я вас жду на теоретическое отделение…»
(О МУЗЫКЕ)
«Шутенко, который стал потом моим педагогом, каждое свое занятие начинал с вопроса: «Что такое музыка?» И самый страшный ответ для него был — «Набор нот». Он любил повторять: «Если можешь не писать, не пиши!» Я уверен, что это самая главная заповедь для композитора. Писать музыку нужно только тогда, когда есть что сказать. Все остальное — профессиональные хитрости. Должно быть еще чувство хита, которое, увы, непостоянно. Сегодня оно у тебя есть, но не факт, что будет завтра. Если бы чувство хита давалось на всю жизнь, то Тухманов и сегодня писал. И Зацепин. Дело вовсе не в том, что Зацепин уехал в Париж. Просто он сказал все, что мог сказать. Больше уже не получалось. Или пришло другое время, а с ним и песни. Знаете, в футболе говорят: каждый гол — это маленькое чудо. Так и с песнями. Если получился хит, это тоже маленькое чудо.
Когда мы работали над «Мадонной», даже не обсуждали, что она может стать песней такого уровня. Бывает, молодые музыканты садятся и говорят: вот сейчас мы запишем суперхит. А ничего не получается. Здесь нет рецептов. Только после первого успеха можно пытаться его какое-то время эксплуатировать. Коль уже женская половина населения полюбила эту дырку в подбородке Серова и Сашка стал для них другом, любовником, мужем, братом, то почему не воспользоваться, но при этом не уронив ни его достоинства, ни потеряв своего лица как композитора. А нужно же еще оставить за собой право работать с другим исполнителями».
(ВЗЯЛСЯ БЫ ПИСАТЬ ХИТ ДЛЯ 20-ЛЕТНИХ)
«Нет! Потому, что я не попаду. В их эстетике я буду смешон. Да, я могу взять модного аранжировщика, ди-джея, человека, который даст текст, в котором не больше трех слов. И, может быть, попаду в эту эстетику. Но это уже будет не мое. Я буду работать под кого-то. Значит, хит не получится. И мне это, что самое главное, не нужно. У меня свои замыслы. Я готовлю новый альбом с Ларой Фабиан. Кроме того, уже два с половиной года работаю над собственным альбомом, в котором играю популярную классику в стиле «лаунж».
(ХОТЕЛ ЛИ РАНЬШЕ, ЧТОБЫ ЕГО УЗНАВАЛИ НА УЛИЦЕ)
«Не знаю. Был ли я готов к популярности? Не уверен. Как воспринял славу? Достаточно приятно. А вот Саша Серов не был готов. Поэтому, может быть, в первое время его по башке очень сильно ударило. У него и депрессии были. Мог целыми днями лежать, отвернувшись к стене, ни с кем не разговаривать. Он стал бояться людей. Незнакомых, конечно».
(МОЖНО ЛИ ПРЕДСКАЗАТЬ БУДУЩИЙ УСПЕХ ИСПОЛНИТЕЛЯ)
«От настоящей звезды, уже состоявшейся или только пробивающей себе путь, исходит свечение. Я его вижу. Не знаю как, но вижу. С такими людьми работаю с удовольствием. Дело даже не в голосе. Свечение для меня важнее. А еще огромное значение имеет сексуальность. У Серова такой сексуальный голос! У него есть такие нотки, которые страшно волнуют женщин. Это вопрос не верхних нот или нижних. Многие до сих пор говорят, что у Саши есть такое в голосе, что некоторые женщины больше любят его слушать, чем смотреть на него. Хотя он гармоничен, как мне кажется, во всем».
(О НЫНЕШНИХ ОТНОШЕНИЯХ С СЕРОВЫМ)
«Мы не раз ругались, но при этом остаемся друзьями. Я обязательно показываю ему свои новые работы. С той же Фабиан. Или Дмитрием Хворостовским. Его мнение для меня крайне важно. Саша говорит, что ему понравилось, что нет. А что он бы и сам мог спеть».
(ПОЧЕМУ НА СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЕ НЕТ БОЛЬШИХ ФИГУР)
«Может быть, это публика виновата? Раз ее устраивают такие песни, их и крутят. А впрочем, во все времена были великие и те, кто рядом. С Михаилом Светловым произошла такая история когда-то. На очередном съезде Союза писателей подошел к нему один писака. Именно писака, подчеркиваю, и говорит: «Да, тяжело сейчас нашему брату писателю!» А Светлов отвечает: «А что, ваш брат — писатель?» Знаете, Высоцкий — это Высоцкий, Пугачева — это Пугачева. А все, что сейчас, действительно мелкого размера. Но это уровень, который культивируют радиостанции. Кстати, федеральные телеканалы особо этим не занимаются. Им неинтересно раскручивать песни или певцов. Сегодня им интересно взять уже популярных певцов, дать им боксерские перчатки — пусть дерутся, прыгают с парашютом, желательно не открывающимся. И тогда у них будет рейтинг!»
(КТО В ИХ СЕМЬЕ САМЫЙ КРУТОЙ)
«Самая крутая у нас моя младшая дочь Саша. Меня она убирает просто на раз. Находит такие слова… Мы с ней каждый день по телефону разговариваем. Я у нее, например, спрашиваю: «Ты что сейчас делаешь?» А она отвечает: «Прямо сейчас? Целую телефон, из которого слышен твой голос!» Вот так. Ей восемь лет, а она уже все понимает. Или говорит: «Ты мой принц, я выйду за тебя замуж». «А как же мама?» — «Она себе другого найдет!»
(О СЕМЬЕ И РАБОТЕ)
«Песни были и до семьи. Мужчина прежде всего должен быть востребован в творчестве, в работе. Но если у него нет настоящего тыла, тоже плохо. Когда у тебя крепкая семья, хорошие дети, тогда и в творчестве все замечательно, и в бизнесе. И друзья у тебя тогда нормальные. Это и есть гармония. А когда из нее что-то выпадает, это уже неполноценность. Если семья ненормальная, то уже тяжелая неполноценность».
(СТРЕМИТСЯ ЛИ ЕГО ЖЕНА К СЛАВЕ)
«Конечно, она стремится к этому. И ответ Чемберлена состоит в том, что Оля выпускает теперь с французами духи. Я согласен со старой истиной, что за каждым успешным мужчиной стоит успешная женщина. Успех моей жены заключается еще и в том, что она много сил положила на воспитание наших детей, содержание дома в порядке и уюте. А ведь это не один дом, и даже не одна страна».
(О ЖЕНЩИНАХ)
«В моем восприятии, если говорить серьезно, женщина прежде всего — это дом, семья, забота о детях. Но мужчина должен понимать, что любая женщина хочет сохранять свою индивидуальность».
(ЧТО ИЗМЕНИЛА В НЕМ ЕГО ЖЕНА)
«Во мне? Прежде всего постригла. Сказала: чем меньше волос, тем короче их надо стричь. Во-вторых, заявила: «Я окончила финансово-экономический институт в Питере и точно знаю, что не надо бояться больших расходов. Надо бояться маленьких доходов!»
(«Факты и комментарии», 16.12.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)