Андрей Макаревич – «Евино яблоко» ***
«Эксмо». Книга вышла в свет осенью.
Лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич выпустил уже много книг – здесь и автобиографическая проза, и почти научные исследования мужских напитков и закусок, и размышления о природе звука. Теперь – художественная литература, повесть, все персонажи которой вымышлены. Однако известия о выходе «Евина яблока» так и не вышли минувшей осенью за рамки анонсов – не было толком ни рецензий, ни обсуждений. Меня это несколько удивляло, но только до тех пор, пока я сам не приступил к чтению повести.
Она, конечно, не автобиографическая. Главного героя зовут Егор, его музыкальная группа называется «Вечные двигатели», в финале «его забили насмерть арматурой бойцы радикального молодежного движения «Новая Россия» - прямо после концерта» (это не спойлер, потому что для данного повествования смерть героя, как ни странно, не имеет никакого значения). Среди вымышленных персонажей почему-то фигурирует Артур Пилявин, а остальные, да, они такие вымышленные, и «исполнитель правильных советских песен Аркадий Герзон», и «знаменитая певица Анна Космачева», и «руководитель большого джазового оркестра Иннокентий Тролль»… Наверняка вымышлены и ярчайшая сцена худсовета, и вкусные воспоминания о гастрольных попойках, и фирменные макаревичевские наблюдения о советском прошлом. Впрочем, есть и то, что в автобиографических книгах Андрея Вадимовича вряд ли когда-нибудь появится – мучительная любовь Егора к Светке, ну, и беседы главного героя с ангелом по имени Толик.
Я так понимаю, что ради этого вся повесть и затеяна. Ангел приходит к рокеру и объясняет ему что-то важное о жизни – не себя же, Андрея Вадимовича Макаревича, ставить в центр такого сюжета, вот и приходится вводить альтер эго, а товарищей по «Машине», простите, по «движкам», обзывать Дюкой, Митей и Борзым. Ангел Толик при всем своем цинизме говорит много дельного – только проблема в том, что повестью от этого произведение не становится. В чудной книжке Макаревича «Все очень просто» про раннюю «Машину» есть подзаголовок «Рассказики». Вот в этом жанре – короткие зарисовки, дискретные воспоминания, мимолетные размышления – автор совершенно прекрасен. В «Евином яблоке» получилось, что явления Толика со всех сторон обрамляются «рассказиками», которые вроде как бегло описывают всю творческую судьбу музыканта, ровесника Андрея Макаревича, но недурные эпизоды никак не складываются в цельное повествование, да и схематичный Егор не воспринимается интересным героем, которому сочувствуешь. Возможно, идея с Толиком предполагала какое-то другое жанровое воплощение, а занятные истории из жизни вполне могли украсить очередные автобиографические главы.
Тем более что читателю есть с чем сравнить: кроме повести, в издание вошли так называемые «Малые формы», те же «рассказики», где Макаревич выступает в амплуа широко мыслящего колумниста. Здесь и неизбежные остроумные воспоминания, и жалобы автора на то, что его не устраивает в нынешней жизни, и мизантропия, и мудрость, и ирония, и исследование происхождения Бабы-Яги, и даже саспенс – см. главу про девушку-оборотня. В «малых формах» Андрей Вадимович бывает ворчлив, бывает зануден, но он тут живой и естественный – чем и интересен. Даже без приходящих ангелов.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia