«Ландыши» - «Всё сожрем» ***
Landyshi.ru. Релиз диска состоялся в декабре.
В мае «Ландыши» распались, точнее, приостановили свою деятельность на неопределенный срок «в связи с внутренними разногласиями относительно будущего группы и, как следствие, невозможностью дальнейшего движения». Известие не вызвало широкого резонанса: немногочисленные поклонники погоревали, остальные ничего не заметили. Не прошло и полугода, как «Ландыши» взялись записывать новый альбом. Не исключено, что это случилось раньше, чем были преодолены внутренние разногласия: по крайней мере, группа приступала к студийной работе без «четкого представления о том, что получится в итоге». Тем не менее «Ландыши» заранее оповестили поклонников через сайт, что «альбом будет выдержан в нашем стиле, то есть полное отсутствие какого-то стиля плюс лирика не для слабонервных». И не обманули.
С «Ландышами» рецензенту тяжело – никак не сформулируешь их основную идею, поэтому невозможно раскритиковать ни ее саму, ни группу за нечеткое следование концепции. Вроде хулиганы, но не только. Вроде похабники, но не скандалисты. Вроде прикольно, но не всегда. Вроде воруют, но без огонька. Вроде скучно, а потом - раз! – и весело. Альбом «Всё сожрем» ровно такой же: не знаешь, как к нему подступиться и надо ли подступаться вообще. Впрочем, с третьим прослушиванием пришло понимание, что здесь мы имеем дело не с альбомом, а скорее со сборником песен. Причем набор настолько странный, что некоторые стоящие рядом треки кажутся принадлежащими разным музыкантам. Непривычно как-то, что группа может одновременно вдохновляться «Пером Гюнтом» Эдварда Грига и подражать вокалу Вячеслава Петкуна.
Но – что есть, то есть. «Всё сожрем» открывается мрачным панк-номером «Рыл 125», живописующим неказистую жизнь независимого музыканта. Следующий номер «Крашеные хной» довольно убедительно объясняет, почему андеграундная карьера для музыканта все равно лучше официозно-попсовой. «Ландыши» удачно стилизуют улыбчивую имбецильную поп-мелодию, снабдив ее следующим рефреном: «Текст подебильнее, мотив попримитивнее, пусть псевдоромантические настроения… «Дым сигарет с ментолом» и ему подобный гной хавают бабы, крашеные хной». В начале «Дачной» вокалист «Ландышей» косит под Петкуна, но их альтернативная сущность очень скоро проявляет себя в индустриальном припеве. Для «Кастинга» группа вообще ничего не придумала, кроме легкомысленного мотивчика и неоднозначной рифмы «кастинг – ду хаст мич». «Слепок» тоже довольно уныл, хотя тут «Ландыши» неожиданно начинают говорить голосом Василия Шумова и подворовывать у Грига. В монотонных «Фантастах» группа продолжает испытывать терпение слушателя, лишь к концу срываясь на энергичный и задорный матерок. Заглавный трек выполнен в более, как представляется, органичном для «Ландышей» жанре корневого рок-н-ролла – и нецензурные кричалки кажутся уместными и веселят сильнее. А вот постмодернистские тексты «Танцев» и «Суррогатной матери» группа не смогла подкрепить внятными мелодиями, так что выстрелы ушли в молоко.
Пару-тройку раз диск вообще хочется выключить, только любопытство не позволяет. И «Ландыши», как правило, это любопытство в конце концов удовлетворяют, но с некоторым опозданием. Если бы озарений и остроумных фишек у группы было больше, то и их весенний «полураспад», и осеннее возрождение вызвали бы куда более массовую и заметную реакцию.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia