Иван Дорн – «Co’n’dorn» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в мае.
Иван Дорн стал одной из причин закрытия премии «Муз-ТВ». Удивление общественности по поводу его непобеды в номинации «Прорыв года» сначала выразилось в коллективном вздохе «Олимпийского», а потом в многочисленных публикациях в твиттере, фейсбуке и прессе. Тарелочка ушла другому украинскому артисту Максу Барских, который тоже талантливый, но не орел. А вот в том, что Ванька наш Дорн точно орел, на момент выхода его дебютного альбома, по времени почти совпавшего с пресловутой церемонией «Муз-ТВ-2012», не сомневался почти никто: хайп вокруг его имени заметно опережал даже реальные музыкальные достижения Дорна, причем это было похоже не на шумиху по поводу какого-нибудь «хипстерского» однодневного героя, а на заявку на настоящую народную любовь, выражающуюся в форме массового психоза.
Вашему рецензенту часто бывает интересно, почему милые симпатичные музыканты не находят никакого отклика у широких зрительских масс, хотя, казалось бы, их творчество кажется вполне перспективным в этом отношении. Примеров обратного рода, когда по вполне банальному проекту массы начинают вопреки здравому смыслу сходить с ума, гораздо меньше, но этот феномен не менее интересен. В случае Ивана Дорна – что называется, ничто не предвещало. Участие в так толком и не раскрутившейся группе «Пара нормальных». Дебютные сольные песни – приятные и качественно сделанные, но не особенно цепляющие, скорее фоновые. «Гомоэротический» фасон футболки, надетой для выступления в «Вечернем Урганте». Вычурное название первого альбома, в котором два диска, причем бонусный полностью посвящен необязательным и запоротым версиям песен. Все это типичный набор атрибутов культового, нишевого артиста. Где тут предпосылки для настоящего, а не «музтэвэшного» прорыва года?
Предпосылок нет, а прорыв налицо. Альбом «Co’n’dorn» странно рекомендовать в качестве «лучшего диска-2012», однако он явно обязателен для прослушивания, и велика вероятность, что пластинка задержится в вашем плеере надолго. Иван Дорн не сделал ничего новаторского, но интуитивно сложил очень верный пазл из носившихся в воздухе кусочков. Тут и фанк образца Jamiroquai, и арэнби с человеческим лицом, и лукавые тексты с трудноуловимым смыслом. Тут и обволакивающий саунд, который, когда он в сговоре с хитовой мелодией, как в песне «Город», совершенно лишает слушателя воли к сопротивлению. Тут и «лайтовая» версия диско, и лаунж с чилл-аутом, и «Океан Эльзы» с «Бумбоксом», и даже Сергей Васильевич Челобанов. Тут и подчеркнутое нежелание подстраиваться под убогие поп-форматы. У Дорна были все шансы остаться любимцем двухсот продвинутых слушательниц, как это произошло, например, со многими easy listening-проектами, пестуемыми лейблом «Снегири». Вместо этого на его концерте-презентации в зале едва не выносят двери, а «статусные» поп-звезды, вот увидите, вскоре начнут предпринимать попытки написать что-нибудь «под Дорна». Рискну предположить, что у них не получится быть естественными при исполнении этого репертуара – а у Ивана получается.
В чем же причина взлета Дорна? Качественная музыка, необычность, естественность – все это причины необходимые, но не достаточные. Главное – он точно попал в свое время, когда вечные «Фабрика звезд» и Киркоров с Биланом надоели до колик, когда навязанные продюсерами проекты вызывают смех и жалость, когда востребованными оказались именно такие песни, как у Ивана: независимые, свободные от условностей, легкие и позитивные. Хотя не знаю. Может, он просто подсыпает в свою музыку приворотные наночастицы.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia